Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой преподавания психологии: Рыбников, П. Лодия, А. И. Галич, Н. Я. Грот, Н. А. Бернштейн, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Н. Е. Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич и др.
Ученые, которые рассматривали проблему психологического просвещения: М. Александровская, Р.В. Овчарова, М.Р. Битянова, А. Майер, Е.И. Казакова и др.
Далее рассмотрим специфику методических вопросов преподавания психологии, психологического просвещения и поддержки населения.
Понятие преподавания и психологического тезауруса
Преподавание представляет собой определенную деятельность учителя или преподавателя, в процессе которой происходит передача ученикам или студентам информации, организация самой учебной деятельности и ее оценка.
Психологическое просвещение – это определенный вид деятельности психолога, который направлен на формирование психологических знаний населения.
Методические вопросы преподавания психологии
Рассмотрим основные задачи преподавания психологии.
- Формирование высоких моральных качеств личности студентов.
- Воспитание профессиональной направленности: изучение психики человека для оказания ему максимальной помощи.
- Развитие умения применять как теоретические, так и практические психологические навыки.
Кроме того, курс целесообразно строить, опираясь на основные положения о психике.
- Психические явления как отражение реального мира. С помощью отражения мира в деятельности индивид получает различные знания о предметах окружающей действительности. Также у него формируется определенный образ мира.
- Психика рассматривается как свойство мозга, в основе которой лежит рефлекторная деятельность.
- Психическая деятельность человека детерминирована. Обычно она вызывается внешней средой, а также внутренними состояниями самого человека.
- Психические явления динамичны, поэтому рассматриваются в их развитии.
- По А. Н. Леонтьеву, психика человека формируется в деятельности.
- Целостное рассмотрение психики человека.
- Связь теоретических и практических знаний психологии, их взаимное подкрепление.
Психологическое просвещение и психологическая поддержка населения
Психологическое просвещение встроено в общую модель психологической службы. На рисунке 1 показано, какое место в этой системе занимает просвещение.
Рисунок 1. «Модель работы психологической службы»
Задачи психологического просвещения:
- формирование представлений о психологической науке;
- информирование населения по вопросам психологии;
- формирование потребности в психологических знаниях.
Формы психологического просвещения:
- индивидуальные;
- групповые.
Средства психологического сопровождения:
- вербальные (лекция);
- публицистические (в СМИ);
- наглядные (схемы, плакаты);
- интерактивные;
- через сеть Интернет.
Рассмотрим психологическое просвещение в рамках профориентации школьников. Основные направления:
- информирование по вопросам профориентации
- информирование о психологических требованиях к различным профессиям.
В общем виде модель профориентации представлена ниже (рис. 2).
Рисунок 2. «Система профессиональной ориентации школьников»
Просвещение школьников
Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания. Например, такой запрос, касающийся психологических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников. Для подростков социально-психологические знания могут стать чрезвычайно актуальными после тяжелого внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем.
Просвещение педагогов
Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам: организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Просвещение родителей
В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.