Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические вопросы преподавания психологии

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой преподавания психологии: Рыбников, П. Лодия, А. И. Галич, Н. Я. Грот, Н. А. Бернштейн, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Н. Е. Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич и др.

Ученые, которые рассматривали проблему психологического просвещения: М. Александровская, Р.В. Овчарова, М.Р. Битянова, А. Майер, Е.И. Казакова и др.

Далее рассмотрим специфику методических вопросов преподавания психологии, психологического просвещения и поддержки населения.

Понятие преподавания и психологического тезауруса

Определения

Преподавание представляет собой определенную деятельность учителя или преподавателя, в процессе которой происходит передача ученикам или студентам информации, организация самой учебной деятельности и ее оценка.

Психологическое просвещение – это определенный вид деятельности психолога, который направлен на формирование психологических знаний населения.

Методические вопросы преподавания психологии

Рассмотрим основные задачи преподавания психологии.

  1. Формирование высоких моральных качеств личности студентов.
  2. Воспитание профессиональной направленности: изучение психики человека для оказания ему максимальной помощи.
  3. Развитие умения применять как теоретические, так и практические психологические навыки.

Кроме того, курс целесообразно строить, опираясь на основные положения о психике.

  1. Психические явления как отражение реального мира. С помощью отражения мира в деятельности индивид получает различные знания о предметах окружающей действительности. Также у него формируется определенный образ мира.
  2. Психика рассматривается как свойство мозга, в основе которой лежит рефлекторная деятельность.
  3. Психическая деятельность человека детерминирована. Обычно она вызывается внешней средой, а также внутренними состояниями самого человека.
  4. Психические явления динамичны, поэтому рассматриваются в их развитии.
  5. По А. Н. Леонтьеву, психика человека формируется в деятельности.
  6. Целостное рассмотрение психики человека.
  7. Связь теоретических и практических знаний психологии, их взаимное подкрепление.

Психологическое просвещение и психологическая поддержка населения

Психологическое просвещение встроено в общую модель психологической службы. На рисунке 1 показано, какое место в этой системе занимает просвещение.

Модель работы психологической службы

Рисунок 1. «Модель работы психологической службы»

Задачи психологического просвещения:

  1. формирование представлений о психологической науке;
  2. информирование населения по вопросам психологии;
  3. формирование потребности в психологических знаниях.

Формы психологического просвещения:

  1. индивидуальные;
  2. групповые.

Средства психологического сопровождения:

  1. вербальные (лекция);
  2. публицистические (в СМИ);
  3. наглядные (схемы, плакаты);
  4. интерактивные;
  5. через сеть Интернет.

Рассмотрим психологическое просвещение в рамках профориентации школьников. Основные направления:

  1. информирование по вопросам профориентации
  2. информирование о психологических требованиях к различным профессиям.

В общем виде модель профориентации представлена ниже (рис. 2).

Система профессиональной ориентации школьников

Рисунок 2. «Система профессиональной ориентации школьников»

Просвещение школьников

Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания. Например, такой запрос, касающийся психологических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников. Для подростков социально-психологические знания могут стать чрезвычайно актуальными после тяжелого внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем.

Просвещение педагогов

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам: организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Просвещение родителей

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot