Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Место психолога в школе. Модели работы психолога с педагогами

Все предметы / Психология / Место психолога в школе. Модели работы психолога с педагогами

Психолог в школе помогает выстроить учебный процесс в виде диалога с учениками, который ориентирован на их личностный рост. [/Определение]

Роль и место психолога в школе

С помощью психолога, который работает с педагогами и учениками, в школе появляется возможность совместными усилиями создать современную обучающую среду. В условиях гуманистического обучения необходимо изменение характера отношений между учителем и учениками. Для них должна быть присуща открытость, способность переоценивать ценности.

Деятельность психологической службы в образовании — это одно из основных звеньев целостной системы. Она решает актуальные нужды и задачи системы образования, приоритетные направления экономической и социальной политики страны. Закон об образовании рассматривается в качестве документа, на основе которого выделяются базовые направления модернизации психологической службы в школе.

Значимая учебная компетенция школьников, которую формируют педагоги, включает несколько критериев:

  • Познавательная активность;
  • Инициативность мышления;
  • Самостоятельность;
  • Способность к творчеству.

Достижение данных результатов лишь с помощью технологических средств обучения, средств методики и дидактики, невозможно. Формирование этих качеств не происходит само по себе, по ходу освоения учебной программы. Здесь важна специально организованная психологическая работа с детьми. Она направлена на выявление их мотивов, склонностей, способностей и интересов. Психолог работает и с взрослыми участниками образовательного процесса, включая педагогов и родителей.

Деятельность психологической службы системы образования

Психолог работает в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. Он решает вопросы реализации основных общеобразовательных программ в области воспитания и образования учеников.

Функции психолога включают:

  • Психолого-педагогическое сопровождение в реализации базовой общеобразовательной программы;
  • Методическая помощь организациям, которые осуществляют образовательную деятельность;
  • Помощь в процессе разработки образовательных программ и индивидуальных учебных планов;
  • Выбор оптимальных методов воспитания и обучения;
  • Помощь ученикам, которые испытывают сложности при освоении общеобразовательной программы;
  • Выявление и устранение потенциальных препятствий к обучению;
  • Отслеживание мониторинга эффективности помощи, которая оказана образовательным организациям.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще один аспект психологической работы, который также связан с научно-методическим обеспечением учебного процесса, представлен оказанием помощи работникам в выборе форм, средств и методов. Они предназначены для реализации образовательных программ, индивидуального стиля педагогической деятельности и др.

Основное условие педагогического творчества и новаторства заключается в соблюдении прав и интересов школьника, включая понимание его возрастных познавательных возможностей и потребностей, учет индивидуальности, способностей. Психологи в образовании могут оказывать существенную помощь педагогам-новаторам (например, в процессе разработки авторских учебных программ они помогают избежать ошибок, которые связаны с недостаточным знанием преподавателем возрастных психологических и социокультурных особенностей учеников).

Модели работы психолога с педагогами

Педагогам требуется помощь в формировании и развитии зоны приемлемости чувств, включая их принятие и проживание. Тщательная и долгая работа психолога предполагает возвращение пациента в детский возраст, в котором возникают используемые им стереотипы реагирования. Деятельность психологов в такой ситуации выстраивается на основе проработки защитных механизмов.

После работы с психологом педагог начинает более глубоко понимать особенности и источники профессиональных и личностных проблем. Он может начать с большим вниманием относиться к чувствам, получая способность принимать свои социально неудобные качества и чувства, а значит, интегрирует личность. Психологи, которые работают с педагогами, считают, что педагоги должны занимать в отношении детей, в первую очередь, психотерапевтическую позицию.

Характеристики психотерапевтической позиции педагога включают отсутствие возможности оперировать такими категориями, как обобщенная норма (возрастные, половые, нозологические). Вся информация о закономерностях развития ребенка переплавляется в представления об индивидуальном проявлении общих закономерностей, которые характерны для реального поведения и психологического облика ребенка. Педагог должен формировать условия, помогающие развивать те или иные психические новообразования ребенка.

Индивидуальная модель тесно связана представлением о «личном достижении». Психологическая задача здесь состоит в формировании условий для более полного личностного роста. Здесь не оказывается давление на ребенка, когда он достигает определенные, заранее заданные результаты.

Для психотерапевтической модели присуща ориентация на естественные движущие силы психического развития, которые представлены успехом в деятельности и системой положительных отношений. Педагоги стремятся к установке эмоциональных, личностно значимых отношений.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис