Общие сведения о процессах глобализации
Современный мир отличается двумя глобальными тенденциями: глобализация и этническая идентификация. С одной стороны, весь мир находится в постоянном движении: люди мигрируют по всему земному шару, создают межэтнические семьи, устраиваются в на работу в разные точки мира и т. д. Межнациональные и культурные границы становятся чрезвычайно проницаемыми, открытыми или даже невидимыми.
Второй глобальной тенденцией является ее противоположность - яркое стремление к обретению своей истинной этнической идентичности, возвращение к корням, повышение значимости «чистой культуры».
Таким образом, такая тенденция в образе жизни «сквозь границы» формирует возрастание интенсивности межкультурных контактов, а также формирование новых культурных пластов, но в то же время - и к сложной конфигурации этих культурных пластов, которые представляют собой не просто смешение или ассимиляцию.
Альтернативной стороной концепций ассимиляции и смешения является концепция культурной инкапсуляции, которая позволяет проанализировать под другим углом особенности процесса глобализации.
Концепция инкапсуляции ставит акцент на социальных границах определенных сообществ и их поддержании.
Культурная инкапсуляция
Концепт культурной инкапсуляции изначально разрабатывался психологом Г. Ренном как реакция на внешние изменения, под ней он подразумевал сопротивление, оказываемое индивидом, культурой или субкультурой на быстрые и радикальные изменения в образе жизни и условиях существования.
С такой точки зрения культурная инкапсуляция представляет собой устоявшийся способ понимания и интерпретации окружающего мира, который базируется на стремлении сохранить статус-кво.
Данный концепт отражают эгоцентрическую точку зрения на мир.
В социальной антропологии феномен культурной инкапсуляции исследовался Р. Пейном в контексте коренных народов, в рамках которых она понималась как одна из форм культурного плюрализма. Автор отмечает, что культурная инкапсуляция во многих случаях навязывается коренным народам национальными государствами и империями (например, Австралия, Канада и Норвегия), которые исторические включили коренные народы в свои границы.
Таким образом, культурная инкапсуляция отражает обособление сообществ внутри общества.
Дискурс культурной инкапсуляции предполагает развитую гетерогенность в обществе, которая сформирована фундаментально отличными друг от друга культурными контекстами.
Главным фактором развития культурной инкапсуляции является ограничение взаимодействия различных культур определенным набором ситуаций. Либо же для этого есть жестко регламентированная система каналов культурной диффузии. Эти факторы влияют на то, что происходит яркая стандартизация культурных форм в границах сообщества, минимизация межкультурных контактов, то есть культурные традиции консервируются, инкапсулируются.
Ученый и антрополог Г. Бейтсон отмечает, что такой процесс метафорически можно сопоставить с феноменом «избегания»: избегание коммуникации происходит тогда, когда она имеет возможность трансформировать сакральные формы культуры.
Таким образом, культурная инкапсуляция понимается как своеобразный защитный механизм локальных этнических сообществ в ответ на глобальные изменения условий окружающей среды.
Последствия культурной инкапсуляции
Итак, культурная инкапсуляция - это процесс обособления сообщества внутри общества.
Можно рассмотреть следствия инкапсуляции в двух контекстах: локальном и глобальном.
С точки зрения локального сообщества, главным следствием инкапсуляции является стандартизация и окостенение внутренних границ, норм и традиций данного сообщества. Кроме этого, происходит редуцирование каналов для коммуникации с другими сообществами, а также общая проницаемость данного сообщества
Глобально же, инкапсуляция позволяет интегрироваться в общие культурные потоки без ассимиляции индивида или группы.
Примером данного следствия могут быть трудовые мигранты или беженцы, которые планируют вернуться на родину, но в новом социокультурном пространстве инкапсулируют свою аутентичную принадлежность и воспроизводят «суррогатный» дом.
Этот феномен инкапсуляции ярко отражается и при кратковременных социально-культурных интеграциях: например, в туризме, когда люди интегрируются в новые культурные пространства, находясь в короне своей культуры.
Чуть шире, как отмечает У. Ханнерц, такой феномен проявляется у западных европейцев и американцев: они инкапсулируют себя, оставаясь представителями метрополии, и не становятся космополитами нигде: ни у себя дома, ни в других странах и культурах.
В глобальном контексте, культурная инкапсуляция позволяет индивидам и сообществам, которые не могут быть однозначно признаны периферийными, поскольку они уже интегрирован в определенной степени в культурные потоки, быть равноправно признанными участниками глобальных процессов.
Таким образом, инкапсуляция может быть осмыслена как часть более глобальных процессов, чем просто изоляция сообществ. Это процесс становления сложных культурных конфигураций в пространстве мобильности.
Получается, что инкапсуляция позволяет сместить акценты от ориентации общества на изоляцию к выражению самопонимания сообществ, включенных в глобальные процессы.