Методика Э. Вартегга
Круги Вартегга – это тест, предназначенный для изучения невербального компонента креативности.
Людям свойственно думать, что про себя они знают абсолютно всё, хотя на самом деле это не совсем так. Человек находится в плену субъективных заблуждений, не всегда понимает самого себя и окружающих его людей, игнорирует свое бессознательное и считает, что всё зависит от сознательных усилий. Оказывается, что большой по объему пласт информации о себе и окружающих, сознанию человека просто недоступен.
Тест Вартегга является методом незаконченного рисунка и относится к категории экспрессивно-проективных методов, который для графолога будет ещё дополнительным методом исследования.
Метод Вартегга дает возможность понять символические, визуальные смыслы, возникающие у человека относительно какой-либо стороны его жизни – это могут быть окружающие люди, собственные планы и устремления, способы действия, страхи, тревоги и др.
С помощью этого теста можно измерить смысловые отношения человека, зрительно-духовные отношения, основанные на витальных и моторно-волевых функциях.
Тест «Круги», который предложил немецкий психолог Эрик Вартегг в 30-е годы XX века, имеет широкое распространение в европейских странах, где применяется для анализа личности человека. Так, например, в Германии и Франции тест используют при приеме на работу.
Тестировать можно как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Тест дает возможность подсознательной достоверной оценки:
- внешнего мира;
- идентификации себя в обществе;
- отношения к будущему;
- отношения к трудностям и преградам;
- восприятия семьи.
Тест позволяет определить решительность, тревожность, напористость, ранимость, чувствительность.
Стимульный материал теста представляют 8 стандартных графических знаков, ограниченных белым пространством.
Рисунок 1. Тест Э. Вартегга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В этом пространстве надо выполнить рисунки, используя изображенные знаки. Последовательность выполнения рисунков фиксируется.
Выполнив задание, испытуемый должен ответить на вопросы, какой рисунок более удачный, какой наименее, что выражают рисунки.
На каждом рисунке есть исходный знак, которому придается большое значение, если этот знак проигнорирован, то, значит, у испытуемого есть симптом сосредоточенности на собственном «Я».
Внимание к исходному знаку показывает симптом изобретательности и выдумки.
Если испытуемый оформляет исходный знак качественно – это есть симптом творческого начала.
Э. Вартегг в своей теории соединяет положения психоанализа, бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности.
Интерпретация теста
Интерпретируя тест Вартегга надо учитывать смысловое содержание рисунка, особенности графики (нажим линий, их расположение, штриховка) порядок заполнения квадратов.
В каждом квадрате стимульный рисунок активизирует определенный аспект личности, т.е. для определенной части психики человека является бессознательным символом.
Все знаки теста являются не случайными – это результат работы многих известных психологов.
Для квадратов 1,2,7,8 характерны эмоциональные реакции, это мир чувств и в них обычно располагается живая природа.
С квадратами 3,4,5,6 связаны рациональные реакции, мир логики. Если психолог замечает отклонение от этого правила, значит, в этом квадрате находится проблема, которую необходимо решать.
В квадрате 1 располагается точка символизирующая начало, представление о себе и своем месте в мире.
В квадрате 2 показана волнистая линия, символизирующая зародыш, а всё пространство вокруг – это мир людей – это квадрат взаимоотношений с окружающими.
В квадрате 3 три восходящие линии являются символом роста и развития, они отражают мотивацию, амбициозность, планы на будущее.
Квадрат 4 символизирует опасность, психологическую угрозу, трудности, поэтому данный квадрат черный.
В квадрате 5 две перпендикулярные линии являются символом преграды, стоящей на пути, означают сопротивление. Рисунок этого квадрата может показать, как человек справляется с возникшими трудностями, какую стратегию он предпочитает – достижение успеха или избегание неудач.
В квадрате 6, идущие в разных направлениях две линии говорят о противоположных началах, но, они требуют пересечения. Это отношения с близкими людьми, что будет дорисовано – сближение или удаление зависит от испытуемого. Предположительно, испытуемый должен заключить эти линии в рамку, но, кто-то изберет другой вариант.
Квадрат 7, где расположены точки, отражает тактичность, ранимость, чувствительность или, наоборот «толстокожесть». Точки являются символом интуиции, восприимчивости к внешним и внутренним раздражителям.
Квадрат 8 и дуга, в нем обозначенная, символизируют гармонию и защиту. Закрытые предметы в рисунке испытуемого покажут уход в себя в качестве защиты.
Для правильной интерпретации рисунков значение имеет и особенность графики. Для оценки нажима рисунок переворачивается и с его обратной стороны хорошо видны участки слабого и сильного нажима.
Именно нажим показывает наибольшее напряжение у испытуемого, а также на его решимость и боевой настрой.
Слабый нажим в квадрате говорит о неуверенности и подавленности рисующего.
Психолог обращает внимание и на расположение рисунка. Если он расположен вверху квадрата, то это самоуверенность, завышенная самооценка, в нижней же части – преуменьшение способностей и неуверенность.
Рисунок в боковой части квадрата показывает зависимость и поиск поддержки, а в центральной части – уверенность в себе и адекватную самооценку.
Преобладающие в рисунках линии имеют свою интерпретацию – горизонтальные линии показывают слабость рисующего, вертикальные, наоборот, его решительность, а если используется штриховка, то это знак тревожности.
Размер рисунка тоже учитывается – очень большие размеры рисунка говорят о демонстративности и бурной эмоциональности, а маленькие и совсем маленькие – означают подавленность и скромность.
Очень интересно интерпретируется отношение рисующего к исходным данным, например, к линиям и точечкам – игнорирование этих данных и отсутствие связи рисунка с ними показывает сосредоточенность на своем «Я», уход в свой мир.
Частичный учет знаков в рисунке говорит об изобретательности, полное использование знаков в рисунке говорит о концентрации на чем-то существенном и важном.
Создание целостных и интересных образов с включением знаков показывает на творческие способности рисующего.
Анализ теста
Тест Вартегга – это, в принципе, набор раздражителей для вызова реакций. Раздражители не выбираются произвольно, они являются результатом многолетнего труда ученых. Каждый квадрат имеет свой раздражитель, отличный от других. Ширина рамки не случайна, она помогает тестируемому на подсознательном уровне сосредоточиться на каждом задании, не теряя при этом, восприятия всей рамки в целом.
Анализ теста делится на 5 частей:
- анализ реакции на раздражитель – следует ли тестируемый тому, на что намекает раздражитель, может ли он продолжить линию, понять расположение и общий смысл;
- анализ выбранного подхода к решению заданий – геометрическое, содержательное, рисуночное решение или выбран ситуационный подход;
- анализ символической интерпретации – самой сложной части, с точки зрения её неоднородности, поэтому здесь необходимы знания психологии и психоанализа. Именно здесь можно увидеть глубинное содержание личности, неизвестное даже самому испытуемому;
- анализ особенностей движений, нюансов нажима, качества линий и их параметров, показывает душевное состояние, мотивацию, психоэмоциональные расстройства и др.;
- синтез – вывод психолога по всем моментам жизни испытуемого – его жизненный опыт, имеющиеся травмы, какие-то важные для него события.