Коучинг — это метод индивидуальной или групповой работы, в ходе которой тренер (коуч) помогает клиенту мобилизовать свой внутренний потенциал и найти собственное решение стоящей перед ним задачи.
Благодаря коучингу у человека развиваются необходимые способности и навыки, происходит освоение передовых стратегий получения результата.
Сущность понятия "коучинг"
Понятие «коучинг» ввел в оборот английский бизнесмен и консультант Джон Уитмор. В дословном переводе на русский понятие означает «наставлять, подготавливать, тренировать». Тем не менее, категория «коучинг» в российской психологической практике включает в себя намного большее. По той причине, что учение возникло на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, можно сказать, что коучинг направлен на достижение целей в разных сферах жизни.
Коучинг в качестве новой формы консультационной поддержки появился в середине 1980-х годов. Первоначально коучинг предназначался для управленцев высшего уровня. В дальнейшем об эффективности коучинга стало известно в мировом масштабе. Но серьезное отношение к роли этого направления в сфере организационного развития предопределили труды по ситуационному лидерству. В них коучинг рассматривали как стиль руководства, который концентрируется на развитии инициативы и самостоятельности подчиненных лиц.
Коучинг как методика предназначен для того, чтобы расширять возможности людей, осознающих потребность в изменениях, ставящих перед собой задачу профессионального и личностного роста. Сущность подхода состоит в необходимости раскрыть внутренний потенциал и привести в действие систему мотивации каждой отдельно взятой личности.
Коучинг существует как вид менеджмента и организационного консультирования предполагает целенаправленный процесс развития потенциала персонала. Он способствует максимизации личной производительности и эффективной деятельности организации в целом. Многие предприятия начинают использовать принципы коучинга для увеличения отдачи каждого работника на организационном уровне.
Задачи коучинга
Руководителям, которые стремятся создавать высокоэффективную и динамично развивающуюся компанию, использование коучинга позволяет решать несколько важнейших задач. Благодаря этому направлению создается мотивирующая и объединяющая линия поведения, стимулирующая высокую инициативность персонала. Коучинг позволяет более эффективно использовать потенциал людей, повышает производительность труда и рост конкурентоспособности. С его помощью сотрудники начинают осознавать цели организации как свои личные.
Для достижения поставленных целей в коучинге берутся за основу научно-обоснованные методы, техники персонального роста и практический опыт. Он представляет собой процесс самостоятельного развития, дающий клиентам ясное представление о том, кем они являются, что они делают, к чему стремятся и почему стремятся именно к этому.
В качестве самостоятельного направления и вида организационного консультирования коучинг начинает свое развитие в начале 90-х годов. Профессиональным коучингом называется в этом случае эффективное сотрудничество между коучем и клиентом (человеком или организацией). Сегодня это наиболее эффективный метод работы с клиентами, внедряемый в сферу управления с целью роста результативности бизнеса, мотивации кадров, развития лидерских качеств.
В организационном консультировании большую роль играет коуч (специалист, проводящий коучинг). Она состоит в том, чтобы помочь клиентам определиться с приоритетами. Это поддерживает его решимость добиться цели и ответственность за ее достижение.
Коучи фокусируются на созидании, достижении целей и создании результатов. Их клиенты — это люди, желающие идти к своим целям. Коучинг концентрируется на настоящем и переходе в будущее, прошлое при этом не подлежит рассмотрению. Цели и направление работы в организационном консультировании определяются клиентом, а коуч сопровождает их на этом пути.
Если обратиться к такому направлению, как корпоративный коучинг, то первостепенная задача коуча представлена прояснением индивидуальных целей, определением возможности «встраивания» их в организационные цели и возможности достижения собственных целей при условии осуществления деятельности в данной компании.
Благодаря коучингу придается новая окраска личным целям сотрудников, связывается достижение личных и организационных целей. Если персонал понимает, что достигает цели здесь, на предприятии, то начинает жить в организации, работать ради нее. Работая ради компании, сотрудники начинают работать ради самих себя, переставая быть временщиками. Возможность работать в определенной компании становится для каждого такого человека честью и привилегией.
Особенности коучинга
Коучинг — это направление, которое лучше всего приспособлено к ускоряющемуся ритму современной жизни. Каждая коуч-консультация направлена на удовлетворение личных и профессиональных потребностей клиента. Она способствует достижению его целей.
Клиентами коучинга в рамках организационного консультирования могут быть любые люди. Тем не менее, есть единственное требование, предполагающее активное включение самого индивида в процесс исследования, включая желание открыто и честно смотреть на себя.
Исследуя реальность, в которой находится клиент перед выбором, коучи должны принять во внимание несколько сфер:
- Материальную составляющую;
- Идеальные представления клиента об исследуемой области;
- Эмоциональная насыщенность проблем;
- Представления и знания клиента в области темы исследования;
- Последовательность и степень организованности действий клиента в реальности.
Для коучинга не существует единого и верного варианта реализации. Рамки данного направления предопределяют стремление к осознанию действительности с помощью получения достоверных сведений. В основе этого лежит самоуважение, самомотивация, опора на собственные силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.