Противоборство — это конфликт, представляющий собой естественное противоречие, возникающее между людьми, которое может порождаться проблемами в личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок.
Особенности подросткового возраста
В психологии конфликт (противоборство) рассматривается в качестве биполярного явления. Он представляет собой противостояние двух начал, которые проявляются в активности сторон. Эта активность направлена на преодоление противоречий, при этом каждая сторона противоречия — это активный субъект (субъекты).
Микросреда, в которой живет современный подросток, часто весьма неблагоприятна. Особенно неблагоприятной обстановкой, которая приводит к появлению отклонений в сфере морали и поведения, считается городская среда с ее анонимностью, безличным характером коммуникации между людьми. Негативными факторами становятся большая степень свободы, обширный ассортимент отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных аспектов.
Освобождение от традиционных ценностей и норм, недостаточное количество устойчивых образцов поведения и моральных границ, слабость социального контроля ведут к увеличению числа случаев отклоняющегося и саморазрушающего поведения представителей подрастающего поколения.
Социологи, психологи и педагоги определили внешние факторы, которые отрицательно влияют на развитие и поведение подростков. Они включают негативные процессы, которые происходят в обществе, состояние семьи и атмосферу в ней, факторы риска, которые идут от недостатков внутришкольной жизни.
Среди личностных особенностей подростков необходимо отметить:
- Эмоциональную незрелость,
- Недостаточно развитое умение контролировать свое поведение,
- Отсутствие умения соразмерять желания и возможности удовлетворять свои потребности,
- Повышенная внушаемость,
- Желание самоутвердиться и стать взрослым.
Личность подростков еще недостаточно развита для того, чтобы, считаться взрослой. Тем не менее, она уже настолько развита, что в состоянии осознанно вступать во взаимоотношения с окружающими, следуя в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Противоборство требуется подросткам для развития личности. Только при преодолении конфликтных ситуаций, разрешении конфликтов и противоречий внутреннего или внешнего характера, они получают возможность выходить на новый этап собственного развития.
Конструктивная составляющая противоборства родителей и подростков
В подростковом возрасте особенно актуальной становится проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации противоборства. Эта стадия становится переломным моментом в становлении социальной компетентности. Конструктивный потенциал подросткового противоборства с родителями состоит в том, что период ориентирован на улучшение материальных условий жизни. В его процессе формируются модели поведения в конфликтных и кризисных ситуациях.
Если провести анализ исследований противоборства родителей и подростков, то необходимо отметить то, что наибольшее количество испытуемых используют такую стратегию поведения в конфликтах, как компромисс. Для родителей и подростков с подобным стилем поведения присуще частичное удовлетворение интересов всех сторон противоборства. В случае компромисса происходит учет интересов всех противоборствующих сторон. Данный исход, как правило, считается справедливым.
При формировании конструктивных способов разрешения конфликтов у подростков важно понимать, что чаще всего компромисс рассматривается в качестве промежуточной стадии разрешения противоборства. Для этой стратегии одинаково значимыми становятся личные цели и взаимоотношения.
При использовании стратегии соперничества в противоборстве с родителями подросток или родитель будет стремиться к достижению удовлетворении своих интересов в ущерб интересам другого. Подросток, следующий данной стратегии, полностью уверен, что выйти победителем из противоборства может только один участник. В этом случае победа одного участника предполагает поражение второго. В этом случае противоборство не обладает конструктивным потенциалом.
Еще одна стратегия состоит в приспособлении. Она предполагает способ поведения участника противоборства, при котором он поступается своими интересами и уступает противнику для исключения противостояния. Эту позицию начинают занимать люди с низкой самооценкой. Они считают, что их цели и интересы не могут быть приняты во внимание.
Конструктивная стратегия противоборства представляет собой стратегию сотрудничества. Выбирая ее, подросток будет стремиться разрешить конфликт так, чтобы в выигрыше оказались все участники. Он начинает не просто учитывать точку зрения матери или отца, а стремится достичь, чтобы они тоже были бы удовлетворены.
Конфликт подростков и родителей в некоторых случаях имеет конструктивный потенциал. Противоборство заключается в наличии разрешимого противоречия, которое связано с острыми эмоциональными переживаниями. Часто происходит в виде столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов.
В межличностных противоречиях между подростками и родителями возникает ситуация, когда потребности, цели, представления одного человека вступили в разрез с потребностями, целями и представлениями другого.
Важной стадией созревания подростка является процесс формирования самосознания. В это время в качестве ведущей деятельности начинает выступать коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими родителями подростки получают необходимые знания о жизни. В этой связи повышенная конфликтность подростков обусловлена особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.
Противоборство в подростковом возрасте часто рассматривается в педагогике в качестве ситуации интенсивного личностного развития, которая связана с переструктурированием когнитивных образований, предопределяющих динамику изменения мотивов и ценностей.