Краткая биография
Корнилов Константин Николаевич (1879г–1957г) родился в Тюмени, отец работал бухгалтером в казначействе. Окончив городское училище, он поступил в учительскую семинарию города Омска. Во время обучения изучал труды не только писателей - народников, но и Маркса, Бебеля.
После окончания семинарии в $1989$ году его распределили в новую железнодорожную школу Алтайского края. За время работы «душевный порыв» угас, ему не хотелось больше ощущать свою унизительную зависимость от чиновников, и после истечения времени обязательной службы, он решает поступить в университет. Подготовившись самостоятельно и выдержав все экзамены, в $1905$ году он поступает на историко–филологический факультет в Московский университет, и вступает в партию социал–демократов.
В $1910$ году, окончив университет, он остается там для подготовки к научной и преподавательской деятельности в области экспериментальной психологии. В те годы психологическим практикумом руководил Г.И. Челпанов. Он считал, что достаточно овладеть навыком обращения с приборами, его эксперименты были направлены в основном на измерение скорости психической реакции в ответ на раздражитель. Многие работы были лишь повторением опытов зарубежной экспериментальной психологии Титченера, Вундта .
В $1918 г.$ выходит в свет книга, «Конституция республики учащихся», в ней признавались права не только за взрослыми, но и за учащимися. В $1921$ году Корнилов назначен директором Психологического Московского института, а в $1923$ году становится депутатом от московского студенчества в Московском городском Совете депутатов трудящихся. Находился на этой должности до $1931$ года, пытаясь построить марксистскую систему психологии.
1928 году он учредил журнал "Психология, педология и психотехника", был редактором серии «Психология». В $1931$ году вследствие «реактологической дискуссии» Корнилов отходит от руководящей должности и занимается изучением проблем воли, характера, участвует в создании учебников для студентов. В $1935$ году Корнилову присуждена ученая степень доктора педагогических наук за его обширную педагогическую и научную деятельность без защиты диссертации.
С $1938$ года по $1940$ год снова назначен директором Научно–исследовательского института психологии, а после реорганизации педагогического факультета II–го МГУ (теперь — МГПУ) Корнилов оставался профессором и заведующим кафедры психологии до последних лет жизни. С 1943 г - действительным членом и вице–президентом (до 1950 г.) основанной Академии педагогических наук РСФСР. С $1946$ года по $1956$ год занимал должность первого редактора журнала «Семья и школа». Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Ленина, медалями.
Вклад в развитие психологии
По настоящему еще в институте Корнилова интересовали проблемы педагогики и психологии личности. Проводя эксперименты в $1910-1912$ годах методом опроса относительно переживаний испытуемых, он выявил две группы по скорости реакции:
- группа «быстро реагирующие»,
- группа испытуемых «медленно реагирующие».
Пытаясь доработать старую методику, Корнилов педложил изучать «динамические аспекты» реакции, внеся свои изменения в схему эксперимента, предлагая регистрировать не только скорость реакции, но и интенсивность, форму (« моторный момент» - путь пройденный и скорость движения («моторный момент») работающего органа. Корнилов сконструировал «динамоскоп», в котором был хроноскоп для регистрации скорости, кимограф, для регистрации формы, а при помощи нажатия на специальный рычаг и силу. На основе силового нажатия косвенно можно было судить об умственном напряжении, предполагалось, что чем сильнее нажатие, тем сильнее и напряжение. В течение 10 лет он проводил эти опыты, доказывая, что центральные и периферические компоненты реакции обратно пропорциональны, а скоростью и сила реакции прямо пропорциональны. Но его работа не принесла успеха, данные не подтвердились, минимальная связь скорости - силы реакции была получена лишь на «сенсорных» реакциях.
В $1915$ году Корнилов стал старшим ассистентом, непосредственным помощником Челпанова, который был на тот момент директором института. В $1916г$ сдал на магистра и был назначен приват–доцентом по экспериментальной психологии.
В дореволюционные годы преподавал педагогику женских гимназиях Москвы, выпустил книгу о педологии в $1916$ году «Очерк психологии ребенка дошкольного возраста», созданную им на основе курса, который он читал в Московском Государственном Университете. В $1921$ году разработал концепцию реактологии. Его называли «первым советским психологом», так как в 20е годы прошлого века он возглавил методологическую перестройку отечественной психологии, взяв за основы диалектический материализм, разгромил идеалистическую психологию Г.И Челпанова и рефлексологию В.М Бехтерева.
В своей работе «Учение о реакциях человека», которая была представлена в виде диссертации, четко озвучил требование о разделении философии и психологии, был представлен очерк новой психологии-реактологии. В центре нее находилось понятие реакции.
Реакция - это единица анализа поведения человека. Реактология изучает человеческое поведение, рассматривая его в виде совокупности реакций на био и социальные раздражители.
Реакцию разделили на компоненты:
- раздражение органа - сенсорный;
- процессы в центральной нервной системе - центральный;
- двигательный импульс - моторный.
Ученый сформулировал «психологический закон однополюсной траты энергии»: энергия организма ограничена и может тратиться только в одном направлении умственном или физическом, при этом переход от умственной работы к физической совершить легче.