Понятие психический дизонтогенез
Психический дизонтогенез ‒ это нарушение сроков и темпов формирования развития психики в целом или ее отдельных элементов.
Термин «дизонтогения» был впервые введен Й. Швальбе для определения отклонения внутриутробного развития структур организма от нормального формирования.
Дизонтогенез также рассматривается как нарушение психического формирования в детском и подростковом возрасте вследствие расстройства созревания функций и структур головного мозга.
Психический дизонтогенез может быть объяснен как биологическими патогенными условиями (генетическими, экзогенно-органическими и др.), так и более или менее продолжительно действующими негативными микросоциальными и психологическими действиями среды. В особо негативных случаях дизонтогенез может быть вызван совокупностью социально-средовых и биологических условий.
Как правило, клиницистами выделяются два ключевых типа психического дизонтогенеза: ретардацию и асинхронию. В. В. Ковалев в дополнение рассматривает еще и третий тип дизонтогенеза, который может быть условно обозначен как регрессивный.
Под ретардацией понимают приостановку или запаздывание психического становления.
Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной). В первом случае говорят о приостановке или запаздывании в целом всего личностного и психического формирования.
Во втором речь идет о запаздывании или приостановке формирования отдельных функций психики, элементов психики, определенных личностных свойств (или психомоторики, или речи, или произвольных форм регуляции и т. п.).
Асинхрония рассматривается как диспропорциональное, искаженное, дисгармоническое психическое формирование.
Она определяется проявленным опережением формирования одних функций психики и свойств личности и существенным отставанием сроков и темпов созревания прочих свойств и функций, что выступает основанием дисгармонической структуры личности и в целом психики.
Третий тип психического дизонтогенеза, который был выделен В. В. Ковалевым, объединен с механизмами высвобождения и концентрации наиболее ранних форм онтогенеза нервно-психического реагирования. Суть представленного типа состоит во временном возврате к незрелым формам нервно-психического реагирования.
Клинические закономерности дизонтогенеза
Клиническая картина психического дизонтогенеза находится в зависимости от возраста ребенка и этапа онтогенеза, т. е. присутствует хроногенный аспект дизонтогенеза.
В. В. Ковалевым были выделены следующие типы дизонтогенеза:
- задержанное или искаженное психическое формирование;
- органический дизонтогенез ‒ как итог повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза;
- дизонтогенез по причине поражения определенных анализаторов (слуха, зрения) или депривации сенсорного характера;
- дизонтогенез как следствие недостатка информации с раннего возраста по причине социальной депривации (в том числе неправильное воспитание).
Таким образом, к главным формам дизонтогенеза причисляются задержки психического формирования (парциальные и тотальные) и искажения формирования психики (инфантилизм, акселерация и др.).
Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:
- умственная отсталость;
- задержки психического развития (парциальные и пограничные);
- искажения и прочие нарушения психического формирования (расстройства аутистического характера, акселерация, инфантилизм, соматопатии, особенные формы психического дизонтогенеза у детей из категории высокого риска патологии психики).
Классификация психического дизонтогенеза
В клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза. Кроме того, в детской психиатрии важнейший акцент делался на рассмотрении нарушений развития психики в ходе текущего психического заболевания (например, эпилепсии, шизофрении), на динамике дизонтогенетических форм психической конституции (разные формы психопатий) и на аномальном формировании личности в результате воздействия негативных обстоятельств воспитания (варианты патохарактерологического развития личности).
В. В. Лебединский, положив в основание систематизации вариантов психического дизонтогенеза особые сочетания его патопсихологических характеристик, дополнил существующую клиническую классификацию. Он ввел в нее варианты, которые были в наилучшей степени исследованы в дефектологических изучениях дизонтогенеза, предопределенного, как правило, уже законченным болезненным процессом (сопряженного с резидуальными поражениями ЦНС органического характера, расстройствами анализаторных систем).
В. В. Лебединским были выделены следующие виды психического дизонтогенеза:
- недоразвитие;
- задержанное развитие;
- поврежденное развитие;
- дефицитарное развитие;
- искаженное развитие;
- дисгармоничное развитие.
Рассмотренная классификация не вступает в противоречие с клинической систематизацией типов дизонтогенеза. Она конкретизирует и расширяет ее. При этом виды психического дизонтогенеза могут быть объединены на основании отделения ключевого свойства нарушения развития.
Характерным примером стойкого недоразвития считается олигофрения. Для данного типа дизонтогенеза свойственно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место проявленная незрелость систем мозга, в первую очередь особо сложных, которые имеют долгим периодом формирования.
Задержанное психическое развитие определяется замедлением темпа развития личностной и познавательной сфер с их фиксацией во времени на наиболее ранних возрастных этапах. При разных вариантах задержанного становления (задержках конституционального генеза, психогенных, соматогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотнесение нарушения темпов формирования личностной и познавательной областей может быть разным.
Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным формированием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: заболевания наследственного уровня, органические поражения ЦНС.
Дефицитарное развитие представляет собой особенный вид дизонтогенеза, который связан не с заболеваниями психики, а с тяжелыми нарушениями определенных систем анализаторов (зрения, слуха) и речи.
Искаженное развитие определяется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного формирования отдельных функций психики, что приводит к образованию ряда качественно новых, не характерных нормальному онтогенезу, образований патологического характера. Как правило, в основании данного типа дизонтогенеза находится текущий процесс заболевания. Наиболее свойственной моделью искаженного развития считается дизонтогенез при синдроме детского раннего аутизма.
Таким образом, дизонтогенез ‒ это нарушение становления организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психическим дизонтогенезом считается патология психического формирования с изменением очередности, темпов и ритма течения созревания функций психики.