Внутрисемейные отношения
Семья - это определенная социальная группа, структуру которой составляют супруги и их дети, между которыми существуют определенные взаимоотношения.
Для ребенка семья - это среда его физического, эмоционального, интеллектуального, психического и социального развития. Это самая первая среда, в которой удовлетворяются все потребности ребенка.
В структуре семьи существуют определенные взаимоотношения, которые определяются субъективным чувством связи между членами семьи, и объективно выражаются через поведение и взаимовлияние в общении и быту.
Внутрисемейные отношения реализуются на нескольких уровнях:
- физиологическом - это отношения родства между членами семьи, и половые отношения между супругами;
- психологическом - это отношения доверия, поддержки, заботы, уважения, принятия, любви;
- социальном - это отношения членов семей через ролевые позиции (мать-дочь, муж-жена и т.д.);
- культурном - это отношения между членами семьи, которые проявляются через традиции, обычаи, сформированные внутри общей культуры, а также проявление внутрисемейной культуры, локальных традиций и обычаев.
Внутрисемейные отношения формируют психологический климат семьи - эмоциональный настрой и атмосферу, отражающий общие переживания, мировоззренческие позиции, отношение к жизни.
Психологический климат как характеристика внутрисемейных отношений отражает степень благополучия семьи. Закладывают основы благополучного семейного микроклимата отношения между супругами как партнерами (брачно-супружеские отношения), а также отношения между родителями и детьми (детско-родительские отношения).
Таким образом, структура внутрисемейных отношений - это многосоставная и сложная структура, которая реализуется на разных уровнях и формируется посредством индивидуальных установок, ожиданий и норм, а также посредством социокультурных аспектов.
Детско-родительские отношения: типы, стили, влияния
Детско-родительские отношения - это совокупность межличностных установок и ожиданий в диаде ребенок-взрослый и взрослый-ребенок, которые проявляются в межличностном взаимодействии и общении
В рамках семейной психологии выделяют конструктивные (благополучные) и неконструктивные (неблагополучные) типы детско-родительских отношений. Степень конструктивности детско-родительских отношений определяет несколько составляющих: родительская установка (совокупность плохо осознаваемых или неосознаваемых представлений и убеждений о воспитании) и родительская позиция (система осознанных убеждений и представлений, основанных на характере эмоциональных отношений с ребенком, стиле общения и поведения с ребенком и особенностях когнитивного образа ребенка в глазах родителя).
Родительская позиция обладает определенными характеристиками:
- адекватность-неадекватность - это степень ориентации родителя на индивидуальные особенности ребенка, его способности и личностные характеристики;
- пластичность-ригидность - это степень подвижности позиции родителя, возможности ее реструктуризации и коррекции в зависимости от изменений;
- прогностичность - это способность к предвидению основных векторов развития ребенка, планированию возможных путей построения взаимоотношений.
Адекватность, пластичность и прогностичность родительской позиции способствуют формированию благополучных детско-родительских отношений.
Однако не менее важным компонентом благополучных детско-родительских отношений является когнитивный образ ребенка глазами родителя. Он может быть глобальным (отражает образ среднестатистического ребенка данного возраста); дифференцированным (отражает индивидуально-личностные характеристики: особенности темперамента, характера).
Когнитивный образ ребенка играет важную роль с точки зрения его развития:
- родитель может видеть потенциал развития ребенка и организовывать совместную деятельность по принципу зоны ближайшего развития;
- родитель может идентифицировать ребенка с желаемым для него образом, хотя он может ему не подходить, тем самым развивая надуманные качества и способности;
- родитель может условно принимать и любить ребенка в зависимости от степени соответствия желаемому образу;
- родитель может видеть в собственном ребенке способ достижения собственных планов и целей, тем самым развивая в нем те качества, которые не развил в себе;
- родитель может инфантилизировать развитие ребенка, стремясь закрепить его в том образе, в котором он был послушным и милым;
- родитель может вообще сделать образ ребенка беспомощным и ущербным, чтобы он был полностью зависимым от родителя
Родительская установка - это совокупность представлений о себе как о родителе, которая выражена на трех уровнях: эмоциональном (оценка ребенка и его воспитания), когнитивном (система знаний и представлений о воспитании), поведенческий (реализация определенного отношения к ребенку). Родительские установки реализуются на уровне супругов (мы как родители), на уровне супругов через отношение родителей (мы как родители нашего ребенка) и на уровне ожиданий в отношении ребенка.
Родительские установки определяются гендерной спецификой: мать закладывает базовое чувство принятия себя и окружающего мира через безусловную любовь, а отец - развивает активность и инициативность. Все это так или иначе, влияет на социализацию ребенка.
Методики диагностики детско-родительских отношений
В семейной психологии в рамках детско-родительских отношений исследуются установки родительства, мотивация родительства, ожидания родительства, типы отношений между родителями и детьми, стиль воспитания, отношение детей к родителям.
Выделяют следующие способы диагностики детско-родительских отношений:
- PARI (parental attitude research instrument) - это метод диагностики, ориентированный на исследование отношений и установок родителей к различных сторонам семейной и воспитательной жизни: степень оптимальности эмоционального контакта, исследование дистанцированности в отношениях с ребенком, концентрации на ребенке.
- Опросник эмоциональных отношений в семье - направлен на исследование основных компонентов эмоциональной структуры в диаде ребенок-родитель: чувствительность, эмоциональное принятие, поведенческое проявление эмоций.
- Опросник «Поведение родителей и отношение подростков с ними» - это опросник, направленный на выявление установок, методов воспитания и поведения родителей глазами подростков (подростки о родителях)
- Стратегии семейного воспитания - это методика, определяющая основной стиль семейного воспитания (авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный)
- Методика идентификации детей с родителями - это опросник, выявляющий степень престижности и принятия родителя со стороны ребенка, а также определение характера эмоциональных взаимоотношений с родителями
- Анализ семейных взаимоотношений - опросник для родителей, используемый в двух вариантах (детском и подростковом), направленный на изучение особенностей семейного воспитания и его нарушений
- Опросник «Сознательное родительство» - направлен на выявление родительских установок, развитие понимания себя как родителя, анализа родительских ожиданий, стиля воспитания
Также довольно эффективными и широко используемыми методами диагностики являются проективные методы:
- Рисунок семьи - эффективный метод в выявлении структуры семейных отношений, степени ее конфликтности, определение ребенком своего места в семье.
- Детский апперцептивный тест - это проективный метод, направленный на выявление динамики детско-родительских отношений, тревожных моментов в них и способов защиты от этой тревоги. Тест представляет собой картинки с животными в разных ситуациях.
- Цветовой тест отношений - направлен на плохо осознаваемые или вербализованные области детско-родительских отношений. Позволяет минуя защитные механизмы определить сложные моменты в отношениях. Суть в том, чтобы подобрать цвет в отношении определенного человека, изображения или деятельности.
- Тест «Семья животных» - рисуночный тест, в котором ребенку или взрослом нужно изобразить семью в виде животных, что позволяет выявить отношения между членами семьи, их эмоциональное выражение, тревожные и конфликтные чувства.
Помимо того, активно используются техники незаконченных предложений, полуструктурированных интервью, как с ребенком, так и со взрослым, сочинения на тему родительства.