Общая характеристика дошкольного возрастного периода
В возрастной периодизации хронологические границы дошкольного периода определяются от 3 лет до 7, внутри которых есть свои подпериоды: 3-4 года - младший дошкольный возраст; 4-5 лет - средний дошкольный возраст; 5-7 лет - старший дошкольный возраст
Дошкольный возраст - это период первичной социализации, в результате чего на него приходится множество сензитивных периодов для развития различных функций и способностей
Ведущая функция для данного периода - воображение, а ведущий тип деятельности - игра
Физическое развитие на данном этапе претерпевает первый ростовый скачок: интенсивно идет развитие тела и конечностей по сравнению с головой. В 3-4 года темп роста составляет 8-10 см в год. От 3-5 лет определяется предпочтение ведущей руки, происходит потеря молочных зубов.
С точки зрения моторного развития, идет интенсификация грубой моторики (бег, прыжки, бросание предметов). Развитие мелкой моторики более длительное:
- к 3 годам ребенок научается подавать мелкие предметы, снимать с себя одежду, правильно держать ложку;
- к 3-4 годам ребенок способен самостоятельно расстегнуть пуговицу;
- к 4-5 годам ребенок способен самостоятельно одеваться и раздеваться;
- в 6 лет ребенок научается самостоятельно завязывать шнурки на обуви.
Также в данном возрасте идет интенсивное развитие головного мозга - к 8 годам мозг ребенка составляет 90 % от величины мозга взрослого человека. Продолжается миелинизация проводящих путей.
В перцептивном развитии наблюдается динамика 2-х противоположных тенденций: с одной стороны, идет рост целостности образа, а с другой - появляется детализация и структуризация перцептивного образа.
Кроме этого, в данном возрасте идет усвоение перцептивных эталонов (геометрических фигур, цветового спектра, музыкального строя). К 4-м годам ребенок усваивает такие фигуры, как круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал. К 5 годам появляется умение зрительно различать форму предметов.
Примерно в этом же возрасте идет постепенное освоение пространства: к 5 годам ребенок понимает векторы вперед-назад, над-под. В 5-6 лет ребенок обучается планировке пространства. С точки зрения освоения временной перспективы, для дошкольника больше понятно настоящее. Усвоению временных эталонов помогает систематичность и повторяемость.
Развитие основных психических процессов
Общими векторами развития психических процессов для данного периода являются: вербальность, произвольность и опосредованность. В связи с развитием речи и социализацией психические процессы становятся более осознанными и подконтрольными сознанию. Однако непроизвольность по-прежнему сильно проявляется в структуре психических процессов.
Внимание
К 4-5 годам резко увеличивается объем внимания: ребенок способен удерживать уже 2-3 предмета. Важной линией развития является формирование устойчивости внимания (формируется в задачах, требующих длительного сосредоточения). Также в этот период активно формируется переключаемость внимания (через зарядки). Центральной линией развития является переход к большей произвольности
Память
С развитием речи (к 2-3 годам) активизируется развитие вербальной памяти: ее уровень становится гораздо выше, чем образной. Кроме этого после 5-6 лет темпы развития произвольной памяти увеличиваются, однако на данном этапе продуктивность выше у непроизвольных процессов. С развитием речи также закладываются элементы опосредованного запоминания, например, через деятельность и слова. Логическое представление материала также повышает уровень запоминания: самая простая организация материала позволяет ребенку запомнить больше.
Воображение
Воображение развивается на основе представлений, и в этот период оно является ведущим для развития ребенка. Представления носят неустойчивый и фрагментарный характер, поэтому и воображение еще опирается на конкретные образы, оно текуче.
Мышление
На данный период оно имеет наглядно-действенный характер, но постепенно переходит к наглядно-образному: переломный момент - 4 года. К 6 годам формируется вербально-логическое мышление. Для данного возраста характерна стадия дооперационального интеллекта: свойственен анимизм (одушевление), артификационизм (объяснение внешних явлений по аналогии с деятельностью человека), эгоцентризм, ригидность, необратимость
Речь
Все процессы становятся вербальными: речь включается во все познавательные процессы, особенно в мышление. Появляется 3-й уровень речи - объяснительный. Основные линии развития: фонематический слух, увеличение словаря, формирование грамматического строя, контекстуальной речи, а также освоение культуры речи
Развитие основных сфер психического
Развитие основных сфер психического выглядит следующим образом:
Эмоциональная сфера: в связи с развитием речи ребенок научается объяснять свое состояние словами, развивается эмпатия, формируется чувство юмора, а также начинают формироваться моральные чувства (долга, ответственности и т. д.).
Замечание 1Важной особенностью эмоциональной сферы является развитие детских страхов (одиночества, темноты, замкнутого пространства, смерти), тревожности, агрессивности и конфликтности.
Потребностно-мотивационная сфера: формируется осознанность в поведении и иерархия мотивов. Главные мотивы для дошкольника: интерес к миру взрослых, игровые мотивы, мотив установления и поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, мотив самоутверждения, соревновательный мотив, познавательный мотив, нравственный мотив.
- Коммуникативная сфера: значение имеет общение со взрослыми. В период от 3-5 лет оно носит внеситуативный познавательный характер (ведущий мотив - познание), в 5-7 лет внеситуативный личностный характер (ведущий мотив - личность). Начинает формироваться общение со сверстниками: в 5 лет образуются микрогруппы, в основном одного пола. В этом возрасте дети начинают прислушиваться к мнению друг друга, для них важна оценка большинства.
- Развитие самосознания: ребенок осознает те качества, способности и проявления, которые чаще всего оцениваются, и те, от которых зависит их положение в группе. Старшие дошкольники начинают более адекватно оценивать себя, но их самооценка, как правило, завышена. Самооценка в этот период формируется под действием оценки взрослых, а также под влиянием чувства самостоятельности и успехов.
- Важным психическим новообразованием данного периода является психологическая готовность к школе, которая проявляется на нескольких уровнях: соматическом (физическая зрелость), интеллектуальная сфера (произвольность познавательных процессов), мотивационная (сформированы познавательные мотивы), социальная (развиты коммуникативные способности).
Дошкольный возраст - это период множества сензитивных периодов: к чтению (родителям важно подавать читающий пример, читать сказки на ночь), развитию материнской сферы (через сюжетно-ролевые игры), развитию отношения к труду («работа» по способностям, отклик на чью-то нужду).