Характерологические особенности — это совокупность черт характера. Характер представляет собой систему устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности и общении и определяет способы поведения, типичные для индивида.
Характерологические особенности подростков
В подростковом возрасте появляются трудности социализации. Они связаны в том числе с характерологическими особенностями подростка. Ученые считают, что исключение характерологической стороны проблем делает невозможным их разрешение в целом. Это положение особенно применительно к задачам практической психологии.
В первую очередь, характерологические особенности представлены акцентуациями характера. Они проявляются в подростковом возрасте и влияют на поведение детей. Известным детским психоневрологом А. Е. Личко было определено то, что в этом возрасте еще нельзя говорить о сформированном характере. По этой причине специалисты рассматривают не характер в целом, а характерологические особенности (отдельные акцентуированные черты характера).
Акцентуации характера представляют собой крайний вариант нормы. В этом случае отдельная черта может быть чрезмерно усилена. От этого возникает избирательная уязвимость человека по отношению к определенным психогенным воздействиям. По этой причине закрепление некоторых патологических характерологических особенностей способно создать помехи в адаптации к окружающей среде. Они также часто становятся базовой причиной отклоняющегося поведения подростка.
В педагогике и психологии акцентуации характера рассматривают как предпосылки подростковой девиантности. Во всяком случае, психологи с уверенностью говорят, что именно акцентуации как характерологические свойства делают подростковый возраст «трудным».
Психические расстройства в качестве акцентуаций могут возникать у подростка по некоторым причинам. Они включают:
- Предъявление завышенных требований со стороны общества;
- Трудности переходного возраста, для которого присуща перестройка психики (мышления, ощущений, восприятия и др.);
- Изменение «Я-концепции» в качестве устойчивой и неповторимой системы представлений подростка о самом себе (на ее основе он выстраивает отношения с окружением и самим собой).
Акцентуации являются характерной особенностью подросткового возраста.
Существует несколько характерологических особенностей подростков:
- Гипертимность,
- Шизоидность,
- Астено-невротичность,
- Истероидность,
- Конформность и др.
Для гипертимного подростка присуща высокая активность, оптимизм, общительность, частая смена увлечений, Шизоидный ребенок отличается замкнутостью и некоммуникабельностью.
Для астено-невротических характерологических свойств характерна повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Сензитивный подросток показывает чрезмерную впечатлительность и чувство собственной неполноценности.
Эпилептоидный подросток эмоционален, склонен к периодам тоскливо-злобного настроения. Ему часто нужен объект, на котором он может сорвать свою злость.
Истероидный ребенок показывает крайний эгоцентризм. Он ненасытен жаждой постоянного внимания к себе. Конформный подросток покажет несамостоятельность. Он постоянно оглядывается на других, зависим от микросреды.
В подростковый период особенно ярко проявляются характерологические свойства, которые отличаются тем, что могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении. Это обусловлено действием психогенных факторов, которые адресуются к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующего проявления характера.
Такие факторы, как нарушение взаимоотношений подростка в семье, стиль семейного воспитания становятся часто провоцирующими в усилении акцентуированного поведения. Они вызывают невротические и психосоматические расстройства, а также психогении.
Исследование сочетаний отклонений характера
А. Е. Личко исследовал характерологические особенности подростков, подробно показав самые неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Так, доминирующая гиперпротекция способна оказывать самое неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков. Она увеличивает реакцию эмансипации, приводя к резкому противостоянию с родителями. Это обуславливает острые аффективные проявления.
В случае с психастенической, сенситивной и астено-невротической акцентуации гиперпротекция, напротив, может усиливать астенические черты. Подросток в этой ситуации показывает следующие проявления:
- Тревожность;
- Ипохондрические переживания;
- Ощущение собственной неполноценности.
Потворствующая гиперпротекция становится наиболее травматичной при наличии истероидной акцентуации. Это связано с тем, что она помогает усилению демонстративных черт, оказывая негативное влияние на лабильную и гипертимную акцентуации.
Гипопротекция считается особенно неблагоприятной при акцентуации по неустойчивому типу. Причиной тому становится отсутствие ограничения присущей таким подросткам тяги к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях. Дети конформного типа в условиях гипопротекции, как правило, испытывают высокую тревожность, так как для них недостаточно регламентировано поведение и отсутствуют четкие требования.
Высокая моральная ответственность более сложно переживается подростками, которые имеют психастеническую акцентуацию. Для них присущи чрезмерно завышенные требования, которые ведут к появлению тревожно-мнительных черт.