Беременность — это значимый период в жизни женщины, содержание которого способно определять взаимодействие будущей матери и ребенка. В этот период происходит изменение представлений о себе, меняются особенности психологического состояния женщины.
Динамика состояния женщины во время беременности
Динамика состояния и представлений является прогностичной для выявления типа отношения матери к ребенку после рождения. По этой причине еще до родов психолог может с достаточной уверенностью провести описание способности конкретной женщины обеспечить оптимальные условия развития ребенка.
Психопрофилактическая и коррекционная работа в процессе беременности позволяет предупредить большое число проблем, возникающих между матерью и ребенком, включая эмоциональные и поведенческие нарушения формирующейся личности.
В рамках проведенных психофизиологических исследований ученые уделяли большое внимание анализу нейрогуморальных механизмов, характерных для полового созревания в качестве физиологического обеспечения беременности. Здесь актуально обратиться к сравнительным исследованиям гормонального фона и динамики эмоциональных состояний, которые включают:
- тревожность,
- стрессоустойчивость,
- депрессивность,
- раздражительность и др.
Представления женщины о себе в динамике беременности перспективно исследовать с позиции формирования физиологической «доминанты материнства», при этом нарушения ее течения часто относят к доминированию левополушарных процессов, психофизиологическим особенностям эмоций женщины и к личностным характеристикам.
Сегодня относительно слабо были определены аспекты протекания беременности и изменения представлений в разных возрастных группах (особенно это касается подросткового и зрелого возраста). Необходимы такие исследования с позиции анализа благоприятности (неблагоприятности) гормонального фона.
Исследования изменений состояний и представлений женщины во время беременности
При осуществлении психологических исследований, ученые направили внимание на изучение аспектов психического состояния женщин во время беременности. Эти процессы в дальнейшем влияют на развитие ребенка и включают:
- Стрессовые, депрессивные состояния, психопатологические особенности и их возникновение (обострение) на разных этапах беременности;
- Установки и ожидания матери, стратегии воспитания, удовлетворение от роли матери, ее компетентность (прогноз стиля отношения и аспектов взаимодействия в постнатальном периоде между матерью и ребёнком);
- Наличие стиля отношения матери, способность индивидуализировать и принимать ребенка, сензитивность и отзывчивость к его стимуляциям, материнская компетентность и др.
Представления матери в перспективе влияют на стиль ее общения с ребенком. Это формирует психологическую готовность женщин к материнству. Готовность представляет собой специфическое личностное образование, стержень которого образован субъектно-объектной ориентацией в отношении к ребенку, который еще не родился.
Представления женщины о себе меняются при изменении показателей уровня психологической готовности к материнству. Для их анализа ученые принимали к учету то, что психологическая готовность обладает инстинктивной основой, формируясь под воздействием биологических и социальных факторов.
Представления в рамках психологической готовности могут определяться через суммарный эффект действия благоприятных и неблагоприятных факторов. В числе самых существенных из них можно выделить коммуникативный опыт детства женщины (ее раннее взаимодействие с мамой и другими значимыми людьми). На основе этого у человека формируется базисное отношение к окружающим и к своему будущему ребенку. Здесь также играет большую роль анализ общения со сверстниками, младшими и старшими детьми. Эта сфера отражает предпочтение женщин к ребенку определенного возраста.
В голове женщины во время беременности также формируется представление об образе ребенка, что ведет к созданию изначального отношения к нему. На это влияет наличие воображаемого общения и то, желанной или нежеланной была беременность.
Необходимо уделить отдельное внимание и установкам женщины в отношении стратегии воспитания (намерения ухода за детьми, ориентация на свои или детские потребности, стремление к определенному режиму, отношение к самостоятельности).
Уровень психологической готовности к материнству
Все представления женщины во время беременности в дальнейшем соотносятся в рамках психологической готовности с реальным материнским поведением. В перспективе это оказывает влияние на особенности развития младенца.
Формирование материнского отношения проходит через несколько стадий становления. Для него характерны пусковые стимулы, механизмы регуляции и соответствующие сензитивные периоды.
Во время беременности создается привязанность к ребенку, которую психологи рассматривают как врожденный биопсихический механизм, основная роль которого состоит в поддержании взаимодействия. Это необходимо для выживания и последующего развития ребенка. Таким образом, в этом контексте происходит исследование селективных и пусковых механизмов привязанности, связи между привязанностью матери и эмоциональным благополучием ребенка.
Базовая идея психологов заключается в том, что отношения матери с ребенком можно определить через ее собственную историю до и после родов. Ученые указывали, что привязанность формируется достаточно долго, при этом содержание и результаты этого процесса находятся под воздействием различных факторов.
В этой связи, при исследовании представлений матери во время беременности, необходимо обратить внимание на ее психологическую историю, создание и особенности образа ребенка в воображении, а также на проявление внутренних конфликтов и тревоги. Доказано, что эти факторы напрямую влияют на реальный образ ребенка.