Интеллект – это совокупность способностей индивида к познанию, осмыслению и разрешению задач.
Понятие и особенности интеллекта
Интеллект на житейском уровне представляет собой запас слов, эрудицию, умение понимать сказанное и прочитанное. Человек с развитым интеллектом способен решать проблемы и умеет достигать поставленных целей. Причинами индивидуальных различий в интеллекте являются: степень образованности или способности, которые также могут определяться наследственными факторами.
Ученые давно задавались вопросом, является ли интеллект стабильным в течение человеческой жизни или меняется с возрастом. Актуальность данной проблемы связана со сложностями в приеме на работу лиц пожилого возраста, и с успешностью их профессиональной деятельности. Все чаще и чаще в объявлениях о приеме на работу можно увидеть указания на возрастные ограничения.
Вне зависимости от возраста, важные интеллектуальные критерии отбора работников включают:
- Гибкое мышление;
- Обучаемость;
- Успех в решении задач на сообразительность;
- Умение использовать предметы неожиданным образом;
- Объем оперативной и долговременной памяти;
- Объем и распределение внимания;
- Осведомленность в своей профессиональной сфере;
- Возможность управлять своим психическим состоянием.
Такие качества, как практичность, разумность, беглость речи, способность видеть различия, умение пользоваться личным опытом, как правило, не зависят от возраста. Они являются прямым следствием уровня образования и житейского опыта. Образование индивид получает в юном или зрелом возрасте, а житейская мудрость приходит с годами и именно к людям с высоким уровнем интеллекта.
Образование может противостоять старению, затормаживая его процессы. Тем не менее, формируется противоречие: высокая продуктивность в деятельности и трудности в овладении новой деятельностью. По этой причине подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников становятся важнейшими условиями профессионального и интеллектуального развития человека.
Особенности изменения интеллекта в пожилом возрасте
Отражение «нормального старения» представлено ухудшением памяти, замедлением процессов восприятия и затруднением «полета мысли». У старого человека пропадает возможность абстрактно-логического мышления.
Если проводить анализ познавательных способностей пожилых людей, то необходимо учесть способы, с помощью которых в разном возрасте люди реагируют на ситуации. Например, ученые обнаружили, что чем больше стареющий человек способен к новому, тем в большей степени он будет ощущать смысл своей жизни и большую удовлетворенность.
У пожилых людей остаются без каких-либо значимых изменений познавательные функции. Они связаны с запасом знаний, способностями к обобщению и пониманию значения слов. Кроме этого, старшая возрастная группа значимо превосходит группу студентов по тесту «Понятливость». Это связано с воздействием накопленного социального опыта.
В исследовании возрастных изменений интеллекта обнаруживаются преимущества пожилых людей в сфере опыта и словарного запаса. Тем не менее, им требуется большее количество времени на прохождение теста.
В быту принято считать, что в старости интеллектуальные способности подвергаются неизбежному снижения. Однако, это не всегда так. Существуют факторы, которые дают возможность сохранять умственные способности в старости.
Многочисленные исследования социологов и врачей убедительно показывают, что у людей в пожилом возрасте, которые еще не нуждаются в лечении в психиатрических домах престарелых, не снижается уровень интеллекта. Исследования также показывают, что уровень интеллекта, сохраненный до пожилого возраста, зависит от нескольких факторов:
- Уровень образования,
- Среда, в которой живет человек,
- Профессиональная квалификация.
Как правило, люди, которые в течение жизни всегда занимаются самообразованием, показывают высокий уровень интеллекта даже в пожилом возрасте. Еще один важный фактор, который способствует поддержанию нормальных интеллектуальных способностей, представлен средой, в которой живет пожилой человек. Нормальные и здоровые условия помогают сохранять подвижность ума и здоровье психики. Наряду с этим, люди, которые живут в так называемых «тепличных» условиях, начинают проявлять пассивность и ригидность. Самостоятельность и активность становятся главными факторами, которые поддерживают высокий жизненный тонус.
Исследователи утверждают, что интеллектуальные способности могут не только не затухать в пожилом возрасте, а, напротив, могут стать лучше. Так, например, способности к философским и абстрактным наукам возрастают к 60-80 годам. В качестве подтверждения выступают труды многих великих ученых и философов.
Интеллектуальный труд, самосовершенствование и самообразование становятся, таким образом, гарантией сохранности умственных способностей в течение всей жизни. Известно, что если не работать над мышцами, то они постепенно атрофируются. Это же относится и к интеллекту. Если клеткам мозга не давать работы, то необходимость в них отпадает. По этой причине они начинают постепенно отмирать.
Умственные нагрузки в старости необходимо выстраивать определенным образом. Известно, что в этот период лучше начинает работать не механическая, а систематическая память. Престарелым людям рекомендуют на этой основе не учить что-то наизусть, а пытаться выделить суть событий или явлений.
Даже пожилые люди, живущие в пансионате для престарелых, могут тренировать свой интеллект. Они имеют возможность читать, общаться друг с другом и заниматься интеллектуальной деятельностью. Интеллект развивается при участии в самодеятельности.