Познавательная активность
Познавательная активность – это сложное личностное образование, складывающееся под влиянием субъективных и объективных факторов.
Активизация этой деятельности предполагает усиление процесса познания, определенную его стимуляцию.
Самопознание – это последовательная цепь, состоящая из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения, интерпретации полученных знаний.
Осуществление активизации может происходить на всех последовательных этапах одновременно.
Учитель стимулирует познавательную деятельность через различные приемы и упражнения, усиливая, таким образом, каждый этап.
Уровень познавательной активности школьников в учебной деятельности различный.
Отношение к учению характеризуется активностью учащихся, она определяет степень соприкосновения ученика с предметом деятельности.
Структура активности включает готовность выполнять учебные задания, самостоятельность, сознательность выполнения заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой уровень и др.
С активностью связана такая сторона мотивации учения как самостоятельность. Активность и самостоятельность тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Недостаточная активность лишает ученика самостоятельности и ставит его в зависимость от других.
Активизировать познавательную деятельность позволяют разнообразные формы, методы, средства обучения. Наибольший учебный эффект дают занятия, когда учащиеся сами участвуют в дискуссиях, рецензируют и оценивают ответы товарищей, обсуждают проблемы, ставят вопросы и др.
Исследователи условно выделяют четыре основных типа познавательной активности:
- Нулевая активность, при которой учащийся не проявляет никакой заинтересованности и начинает работать только по требованию педагога. Для обучения во взаимодействии у него не развиты эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие навыки;
- Ситуативная активность характеризуется проявлением интереса и активности только в определенных ситуациях. Интересное содержание урока вызывает эмоциональную возбудимость, не подкрепленную навыками к самостоятельной работе. Ребенок этого типа активности может легко подключаться к новым видам работы и так же легко терять к ней интерес, может удивлять быстрыми и правильными ответами, но, это бывает эпизодически;
- Исполнительская активность – это стабильность и постоянство, выполнение домашних заданий, готовность включаться в предлагаемые учителем формы работы. Ребенок этого типа активности выручает учителя в трудной ситуации, на него всегда можно опереться при изучении новой темы;
- Творческая активность имеет выраженную субъектную позицию учащегося. Несмотря на то, что ребенок этого типа активности имеет нестандартное мышление и яркое образное восприятие, индивидуальное воображение и неповторимое отношение к окружающему миру, именно он создает проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, основательность и логику.
Познавательная активность, таким образом, показатель динамический, и учитель может помочь ученику перейти от нулевой активности к более высокой.
Принципы активизации познавательной деятельности
Как выбор методов обучения, так и принципы активизации учебно-познавательной деятельности, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса.
Важным условием и показателем реализации любого принципа обучения является активность ребенка. Ученик должен не только понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, он должен уметь оперировать ими, применять в практической деятельности. Это значит, что его познавательная деятельность не должна сводиться только к слушанию и восприятию учебного материала. Ему необходимо применить эти знания к собственной практике, формируя новый образ профессиональной деятельности.
Чем активнее мыслительный и учебно-познавательный процесс, тем эффективнее его результат.
Принципы активизации познавательной деятельности:
- Принцип проблемности – новые знания ученик получает не в готовом виде от учителя, а в ходе собственной активной познавательной деятельности. Особенность этого принципа в том, что он направлен на решение специфических дидактических задач – разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления, особенно в процессе преподавания экономических дисциплин.
- Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Суть этого принципа состоит в том, чтобы учебно-познавательную деятельность максимально приблизить по своему характеру к реальной действительности.
- Принцип исследования изучаемых проблем предполагает, чтобы учебно-познавательная деятельность носила творческий, поисковый характер и включала элементы анализа и обобщения.
- Принцип индивидуализации учитывает индивидуальные особенности и возможности ребенка и для обучения он имеет очень большое значение.
- Принцип самообучения – в учебном процессе важным является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. самообучения. Принцип дает возможность учебно-познавательную деятельность каждого учащегося сделать индивидуальной при самостоятельном изучении дополнительной литературы.
- Принцип мотивации – самостоятельная и коллективная активная деятельность учащихся возможна при наличии стимулов. Чтобы активизировать учебную деятельность необходима мотивация, и здесь основным должно быть желание самого учащегося решить проблему, что-то оспорить или доказать.
Возрастные особенности мотивации
На мотивацию большое влияние оказывают возрастные особенности ребенка. Появление у младенца мотивированных действий Е.П. Ильин связывает с первыми произвольными движениями.
В 1,5 года у ребенка возникают внутренние психические побудители – это представления и образы воображения, которые вызывают у него стремление к достижению внешнего стимула, даже при его исчезновении.
До 3-х летнего возраста развитие детского самосознания связано с выделением побуждений к выполняемым действиям. Ребенок формулирует цель своего действия, с отнесением желаний к самому себе.
Развитию мотивационной сферы в дошкольном детстве способствует игра – возникают новые интересы и новые цели.
В 4-х летнем возрасте проявляется смыслообразующая функция мотива, ребенок планирует смысл своей деятельности. Появившаяся соподчиненность потребностей и желаний приобретают разную значимость и силу. У некоторых детей появляются доминирующие установки, которые могут быть эгоистичными, альтруистическими, установками на достижение успеха.
Рисунок 1. Этапы формирования познавательной активности дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что есть дети, у которых даже к 7-летнему возрасту доминирующие мотиваторы ещё не появляются.
В результате постепенно складывается индивидуальная мотивационная сфера ребенка. Если желания младшего дошкольника носят характер аффекта, желания владеют ребенком, и он находится в их власти, то старший дошкольник во многих случаях может их побороть.
Старшие дошкольники, чтобы получить желаемое, могут выполнять не интересную для них работу, например, помыть посуду. Данное обстоятельство говорит о том, что появляются мотивы, которые формируются на базе осознания необходимости.
Оценивать себя с точки зрения норм поведения ребенок начинает к концу дошкольного возраста не от случая к случаю, а уже постоянно.
Преддошкольный возраст характеризуется появлением новых мотивов – мотивов соперничества, соревнования, успеха. Если младшие дошкольники были равнодушны к удачам и неудачам, то средние дошкольники переживают успехи и неуспехи.
Младший школьный возраст связан с новыми мотивами, старые мотивы теряют побудительную силу, появляются новые социальные мотивы, связанные с чувством ответственности.
Очень действующим мотивом является похвала или хорошая отметка. Прежде, чем что-то сделать, младший школьник начинает размышлять – начинает формироваться черта личности - предусмотрительность.
В переходный период в психике и организме ребенка происходят значительные изменения, связанные с половым созреванием, и сфера его интересов значительно изменяется.
В развитии интересов прослеживается две фазы – фаза появления новых влечений, длящаяся около двух лет, в течение которой подросток изживает свое детство.
Ко второй относится фаза интересов, для которой характерным является расширение и укрепление общественных связей.
У школьника средних классов отмечается устойчивость целей, чувство долга и ответственности. Интересы возникают по мере накопления знаний и приобретают характер увлечения, но, как правило, они с учебной деятельностью не связаны.
Увлечения могут носить пагубный характер, но, важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий своего решения.
Что касается старшеклассников, то они уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, чтобы принять осознанное решение.
Таким образом, чем старше и чем более зрелой в социальном плане становится личность, тем больше в её сознании отражается первый и второй этап формирования мотива и шире становится мотивационное поле.