Мотивационные факторы профессионального выбора — это то, на что старшеклассник ориентируется, выбирая ту или иную профессию (например, общественно социальная значимость, престиж профессии, уровень заработной платы и др.).
Основные особенности выбора профессии
Сегодня вопрос формирования мотивационной готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников не теряет свою актуальность. Это связано с тем, что в современном обществе все более востребованной становится личность со способностями к самопознанию, самосовершенствованию и саморазвитию. Все это формируется в старших классах школы.
Для исследования развития мотивационной готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению необходима модель системы подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в учебный процесс и разработка показателей оценки мотивационной готовности к нему.
Для исследований специалисты используют системный комплекс развития мотивационной готовности школьников старших классов к профессиональному самоопределению. В результате экспериментов, как правило, выявляется то, что уровень мотивационной готовности растет при использовании модели подготовки.
В старшем школьном возрасте особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью предопределяют сформированные ценностные ориентации. Они представляют собой внутренние стандарты, необходимые для достижения поставленных целей и становятся ориентирами в выборе последующего профессионального пути.
Самоопределение является процессом осознания субъектом личностной позиции, которая создана в рамках систем отношений. Развитие процесса самоопределения старшеклассника прямым образом связано с отношениями в коллективе и с его местом в нем. Оно становится репрезентативным показателем социально-психологического развития личности, предопределяя базовый стилевой способ реагирования на различные обстоятельства в жизни.
Мотивация в выборе профессии
Л. С. Выготский писал, что в качестве предпосылки развития самоопределения личности старшеклассников, выступает рефлексия, которая становится базовым психологическим новообразованием. С точки зрения Л. И. Божович, главное новообразование этого периода представлено изменениями в мотивационной сфере.
Мотивационные факторы профессионального выбора старшеклассников порождают у них стремлением к самоопределению. Основным психологическим новообразованием старшего школьного возраста, тем не менее, является не только самоопределение, а психологическая готовность к нему. Она проявляется через сформированность психологических образований и механизмов, которые обеспечивают непрерывный рост личности детей.
Среди критериев оценки мотивационной готовности учащихся старшей школы к профессиональному самоопределению можно выделить степень мотивации. Она может быть низкой, средней и высокой.
Для низкой степени мотивации характерно отсутствие конкретных целей, расплывчатые жизненные планы, низкое осознание собственных способностей и склонностей, низкая оценка личностных и физических свойств. Такой старшеклассник не показывает стремления к самопознанию и саморазвитию, поскольку у него преобладают внешние факторы над внутренними.
Средний уровень мотивационной готовности характеризуется осознанием целей и жизненных планов. Тем не менее, у ребенка отсутствует четкий план для их достижения. Такой старшеклассник отличается умеренной самооценкой, поскольку понимает значимость личностных и физических свойств. У него сформированы профессионально важные качества, но он не стремиться к их последующему развитию.
Для высокого уровня мотивационной готовности присущи следующие особенности:
- Точность и определенность целей и жизненных планов;
- Высокая самооценка;
- Завышенная оценка личностных и физических свойств;
- Сформированное стремление к последующему развитию ПВК;
- Самообладание, саморегуляция, самоанализ;
- Преобладание внутренних факторов над внешними;
- Минимальное воздействие внешних факторов;
- Контроль всех сфер деятельности;
- Высокая ответственность за все события, которые происходят в жизни.
Исследование мотивационных факторов
Для исследования мотивационных факторов выбора профессии старшеклассниками можно использовать различные системы развития мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. Это могут быть:
- Факультативные занятия;
- Элективные курсы;
- Написание научных проектов или исследовательских работ;
- Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса и самих учащихся;
- Диагностика способностей и склонностей учащихся старших классов;
- Исследование факторов, которые оказывают воздействие на самоопределение;
- Разные виды взаимодействия школы и родителей.
Для решения задач исследования можно взять за основу несколько методов: теоретические методы, включая анализ, обобщение данных научных педагогических исследований; эмпирические методы (например, тесты, эксперимент); математические методы, включая статистическую обработку результатов исследований.
Для диагностики мотивационных факторов выбора профессии и степени формирования мотивационной готовности часто используются следующие методики: диагностика межличностных отношений (Т. Лири), опросник «Уровень субъективного контроля», диагностический блок «Ориентир», опросник «Потребности в достижениях».
В результате исследования можно получить определенную картину развития мотивационной готовности учащихся к профессиональному самоопределению, что позволит более детально определить их мотивационные факторы профессионального выбора будущей профессии. Уровень может быть низким, средним и высоким.