Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Исследование коммуникативной компетентности и склонности к девиантному поведению у студентов

Все предметы / Психология / Исследование коммуникативной компетентности и склонности к девиантному поведению у студентов

Понятие и признаки девиантного поведения у студентов

Определение 1

Девиантное поведение – это поведение, действие и поступки, противоречащие общепризнанным социальным нормам и правилам.

Основными видами девиантного поведения являются: алкоголизм, наркомания и преступность. Данные виды девиантного поведения представляют собой реальную угрозу устойчивому и безопасному развитию современному социуму.

В настоящее время проблема исследования причин возникновения девиантного поведения среди студентов является одной из наиболее актуальных и востребованных. Связано это с тем, что студенческие годы приходятся на достаточно сложный в психологическом плане возрастной период, а именно подростковый и юношеский. Данные возрастные периоды являются своеобразными «группами риска».

Замечание 1

Как показывает статистика, на современном этапе отмечается рост девиантного поведения студентов, особенно студентов первых курсов. Это связано в первую очередь с зависимостью от происходящих социальных и экономических изменений в стране.

Проблема девиантного поведения среди студентов настолько широка, что уже перестает быть психолого-педагогической, так как по своим масштабам выходит на социальный уровень.

Основные причины возникновения и развития девиантного поведения у студентов являются:

  1. Воспитание в неблагополучной семье.
  2. Негативный стиль детско-родительских и семейных взаимоотношений.
  3. Отсутствие воспитания навыков самостоятельности, самообслуживания и коммуникативных компетенций в условиях семьи.
  4. Генетическая склонность к девиантному поведению (алкоголизм, наркомания и т.д.).

Характерные признаки проявления девиантного поведения у студентов:

  • агрессия и агрессивность;
  • вызов обществу и отдельным людям;
  • систематическое и самовольное отклонение от учебной деятельности;
  • систематический уход из дома и бродяжничество;
  • нарушение учебной дисциплины и правил проживания в студенческом общежитии;
  • пьянство и алкоголизм, наркотизация;
  • разнообразные асоциальные поступки и действия;
  • суицидальные наклонности и попытки совершения суицида.

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимость развития коммуникативной компетенции у студентов

В настоящее время к личности человека предъявляются достаточно высокие требования. В первую очередь человек должен обладать креативностью и уметь решать разнообразные творческие задачи. Для этого необходимо овладеть коммуникативными компетентностями, так как большинство задач и вопросов решается в процессе общения.

Определение 2

Коммуникативная компетентность – это овладение различными видами речевой деятельности, основами письменной и устной речи, умениями и навыками использования языка в разнообразных ситуациях общения и сферах деятельности человека.

Современные студенты слабо владеют коммуникативными навыками и у них в недостаточной мере развиты коммуникативные компетенции, связано это с рядом причин:

  1. Снижение «живого общения» между подростками и повышение общения посредством сети Интернет, мобильной связи и т.д.
  2. Снижение интереса к чтению, что оказывает влияние на рост общей безграмотности подрастающего поколения.
  3. Низкий уровень общения в кругу семьи.
  4. Злоупотребление тестированием в качестве проверки знаний студентов и минимизация устных ответов.
  5. Разнообразные психологические и личностные барьеры (застенчивость, низкая эмоциональная регуляция, темперамент, наличие стереотипов и т.п.).

Процесс формирования коммуникативной компетенции у студентов представляет собой одно из важнейших направлений деятельности преподавателей.

Замечание 2

Таким образом, коммуникативные компетенции студентов представляют собой специфическую форму взаимодействия и самостоятельную часть общения субъектов.

Взаимосвязь развитости коммуникативных компетенций студентов и развития у них девиантного поведения

Одним из основных факторов развития подростка является взаимодействие с окружающими людьми. Особую значимость имеет общение со сверстниками, так как именно в его процессе происходят новообразования в личности подростка (студента). Однако, в данном возрасте коммуникативные навыки не развиты еще должным образом, поэтому потребность во взаимодействии с людьми не может быть реализована в полной мере.

Осознавая не полноценность развития коммуникативных навыков и компетенций, студент испытывает страх, что может быть отвергнут или не понят другими людьми

В случае, если студент обладает высоким уровнем потребностей к взаимодействию со сверстниками и не удовлетворяет данную потребность в полной мере, из-за страха быть отвергнутым, то у него может постепенно отмечаться склонность к подросткам с девиантным поведением, либо подражание девиантному поведению. Это связано с тем, что личности с девиантным поведением взаимодействуют друг с другом без учета общепризнанных норм и правил, то есть процесс общения у них несколько легче, чем установлено в обществе. Стремление к взаимодействию со сверстниками в итоге приводит к тому, что студент готов даже пренебречь правилами и нормами.

Проблемами девиантного поведения среди студентов, вследствие недостаточного развития у них коммуникативных компетенций, в настоящее время занимаются в основном узкие специалисты. Суть их работы заключается в выявлении основных причин девиантного поведения и недостаточной развитости коммуникативных компетенций, и последующей разработке коррекционной программы.

Замечание 3

Вопрос девиантного поведения у студентов является актуальным и для системы образования, так как проблема стратегий методов и форм профилактики девиантного поведения требует поиска новых социально-психологических факторов, влияющих на их эффективность. Тем более что разновидность девиаций неуклонно растет и вовлечение в них студентов (подростков) тоже.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анжелика Ивановна Иванова

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис