Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследование эмоционального благополучия младших школьников

Составляющие эмоционального благополучия младших школьников

Определение 1

Эмоциональное благополучие – это субъективная качественная характеристика эмоционального состояния ребенка.

Замечание 1

Основной целью современной системы начального образования является всестороннее и своевременное развития личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение и укрепление здоровья.

Достижение данной цели видится в создании благоприятной психологической атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию детей в процессе обучения и воспитания.

Необходимость создания благоприятной атмосферы именно для детей младшего школьного возраста заключается в том, что данная категория учащихся более подвержена негативному воздействию окружающей среды. Усугубляет ситуацию еще и то, что дети проходят процесс адаптации к школьному обучению, осваивают новый социальный статус и условия школьной жизни.

Особую роль в эмоциональном благополучии детей младшего школьного возраста играет педагог. От его модели поведения и взаимодействия с учащимися зависит эмоциональное благополучие детей.

Замечание 2

Эмоционально благополучный ученик, по определению психологов, это, прежде всего, ребенок, который принимает себя и окружающих такими какие они есть, отличающийся такими личностными чертами характера как жизнерадостность, открытость, творчество и т.д.

Основными составляющими эмоционального благополучия учащихся младшего школьного возраста являются:

  1. Наличие устойчивой положительной оценки самого себя, собственных знаний и умений.
  2. Эмоционально-положительное отношение к другим ученикам, учителям и в целом к школе.
  3. Отличие каких-либо противоречий между учащимся и учениками класса, учителем, родителями и т.д.
  4. Отсутствие противоречий между требованиями школы к ребенку и его уровнем знаний и умений.
  5. Самостоятельность и инициативность в социальной и познавательной деятельности учащегося.
  6. Установление адекватных взаимоотношений с учителями в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности, уважительное отношение к учителю, положительное восприятия его личности.
  7. Установление эффективных взаимоотношений учащегося с одноклассниками, основанных на дружеском отношении друг к другу. Формирование навыков работы в коллективе, решения конфликтов и их предотвращение.
  8. Стремление к получению новых знаний, понимание их значимости для собственного личностного развития.
  9. Сформированность важнейших сторон познавательной сферы личности учащегося.
«Исследование эмоционального благополучия младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Приемы по созданию благоприятного эмоционального фона у детей младшего школьного возраста

С целью создания необходимого благоприятного эмоционального настроя у детей младшего школьного возраста, педагогами используются разнообразные методы и приемы.

Одним из наиболее эффективных и востребованных является игровой метод. Это обусловлено тем, что игра по-прежнему интересна ребенку, привлекает его и позволяет разрядить обстановку, настроить его на рабочий лад. Кроме того, в процессе игры, даже если и случаются неудачи, то игровая ситуация сглаживает их, направляет ребенка на стремление к успеху.

Большое значение, при организации работы по формированию эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста, является наличие позитивной самооценке ребенка. Зачастую взрослые относятся нетерпимо к детям, открыто критикуют их или сравнивают с более успешными сверстниками. Такое поведения является недопустимым. Важно отмечать любой успех ребенка похвалой и наградами. Это будет способствовать формированию адекватной самооценки, повышению интереса к учебной деятельности и эмоциональному благополучию учащихся в общем.

Психологические приемы по формированию эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста:

  1. Говорить ребенку, что он добился хорошего результата, даже если в общей массе учащихся он показывает средние результаты. Важно подчеркнуть, что результат высокий именно при оценке его личных достижений.
  2. Предоставлять учащимся возможность закреплять собственный хороший результат. Например, дать аналогичное задание или облегченное, но не сообщать об этом ребенку.
  3. Создание вокруг каждого учащегося благоприятную атмосферу, основанную на взаимном доверии и уважении.
  4. Поддерживать морально тех учащихся, которые стараются, но не могут достичь высоких результатов. Убеждать ребенка, что все у него получится, если приложить усилия.

Эмоциональное благополучие учащегося младших классов во многом зависит от правильного оценивания его знаний, умений и навыков, а также осуществляемых видов деятельности. Это обусловлено тем, что зачастую ученики боятся получения оценок, для них это стресс. Поэтому необходимо придерживаться ряда правил.

Правила оценочной безопасности:

  1. Обращаться к самолюбию ученика. Заставить ребенка считать, что он не хуже других учеников.
  2. Сравнивать ребенка только с самим собой, его прошлыми успехами и достижениями. Ни в коем случае не сравнивать детей между собой.
  3. В том случае, если при оценивании работы выходит спорная оценка, то следует ставить оценку в пользу ученика.
  4. Каждую работа необходимо завершать обязательной самопроверкой, ведь самостоятельно найденные оценки положительно скажутся на оценке и значительно повысят уровень знаний ученика.
  5. В случае, если необходимо высказать ученику оценку его работы или действия, а она отрицательна, то необходимо найти положительный момент и начать с него. Критика должна быть выражена в тактичной форме. Критиковать нужно действие или работу ученика, а не его личность.

Важнейшую роль в решении проблемы сохранения эмоционального благополучия учеников играет работа с родителями. Ведь родители в силу своих неадекватных ожиданий и завышенных требований к ребенку порой сами способствуют повышению его тревожности. При необходимости в родителями проводится индивидуальная работа, на собраниях «поднимаются» вопросы учебной мотивации, проблемы поощрения и наказания, гармонизации взаимоотношений детей и родителей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot