Составляющие эмоционального благополучия младших школьников
Эмоциональное благополучие – это субъективная качественная характеристика эмоционального состояния ребенка.
Основной целью современной системы начального образования является всестороннее и своевременное развития личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение и укрепление здоровья.
Достижение данной цели видится в создании благоприятной психологической атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию детей в процессе обучения и воспитания.
Необходимость создания благоприятной атмосферы именно для детей младшего школьного возраста заключается в том, что данная категория учащихся более подвержена негативному воздействию окружающей среды. Усугубляет ситуацию еще и то, что дети проходят процесс адаптации к школьному обучению, осваивают новый социальный статус и условия школьной жизни.
Особую роль в эмоциональном благополучии детей младшего школьного возраста играет педагог. От его модели поведения и взаимодействия с учащимися зависит эмоциональное благополучие детей.
Эмоционально благополучный ученик, по определению психологов, это, прежде всего, ребенок, который принимает себя и окружающих такими какие они есть, отличающийся такими личностными чертами характера как жизнерадостность, открытость, творчество и т.д.
Основными составляющими эмоционального благополучия учащихся младшего школьного возраста являются:
- Наличие устойчивой положительной оценки самого себя, собственных знаний и умений.
- Эмоционально-положительное отношение к другим ученикам, учителям и в целом к школе.
- Отличие каких-либо противоречий между учащимся и учениками класса, учителем, родителями и т.д.
- Отсутствие противоречий между требованиями школы к ребенку и его уровнем знаний и умений.
- Самостоятельность и инициативность в социальной и познавательной деятельности учащегося.
- Установление адекватных взаимоотношений с учителями в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности, уважительное отношение к учителю, положительное восприятия его личности.
- Установление эффективных взаимоотношений учащегося с одноклассниками, основанных на дружеском отношении друг к другу. Формирование навыков работы в коллективе, решения конфликтов и их предотвращение.
- Стремление к получению новых знаний, понимание их значимости для собственного личностного развития.
- Сформированность важнейших сторон познавательной сферы личности учащегося.
Приемы по созданию благоприятного эмоционального фона у детей младшего школьного возраста
С целью создания необходимого благоприятного эмоционального настроя у детей младшего школьного возраста, педагогами используются разнообразные методы и приемы.
Одним из наиболее эффективных и востребованных является игровой метод. Это обусловлено тем, что игра по-прежнему интересна ребенку, привлекает его и позволяет разрядить обстановку, настроить его на рабочий лад. Кроме того, в процессе игры, даже если и случаются неудачи, то игровая ситуация сглаживает их, направляет ребенка на стремление к успеху.
Большое значение, при организации работы по формированию эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста, является наличие позитивной самооценке ребенка. Зачастую взрослые относятся нетерпимо к детям, открыто критикуют их или сравнивают с более успешными сверстниками. Такое поведения является недопустимым. Важно отмечать любой успех ребенка похвалой и наградами. Это будет способствовать формированию адекватной самооценки, повышению интереса к учебной деятельности и эмоциональному благополучию учащихся в общем.
Психологические приемы по формированию эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста:
- Говорить ребенку, что он добился хорошего результата, даже если в общей массе учащихся он показывает средние результаты. Важно подчеркнуть, что результат высокий именно при оценке его личных достижений.
- Предоставлять учащимся возможность закреплять собственный хороший результат. Например, дать аналогичное задание или облегченное, но не сообщать об этом ребенку.
- Создание вокруг каждого учащегося благоприятную атмосферу, основанную на взаимном доверии и уважении.
- Поддерживать морально тех учащихся, которые стараются, но не могут достичь высоких результатов. Убеждать ребенка, что все у него получится, если приложить усилия.
Эмоциональное благополучие учащегося младших классов во многом зависит от правильного оценивания его знаний, умений и навыков, а также осуществляемых видов деятельности. Это обусловлено тем, что зачастую ученики боятся получения оценок, для них это стресс. Поэтому необходимо придерживаться ряда правил.
Правила оценочной безопасности:
- Обращаться к самолюбию ученика. Заставить ребенка считать, что он не хуже других учеников.
- Сравнивать ребенка только с самим собой, его прошлыми успехами и достижениями. Ни в коем случае не сравнивать детей между собой.
- В том случае, если при оценивании работы выходит спорная оценка, то следует ставить оценку в пользу ученика.
- Каждую работа необходимо завершать обязательной самопроверкой, ведь самостоятельно найденные оценки положительно скажутся на оценке и значительно повысят уровень знаний ученика.
- В случае, если необходимо высказать ученику оценку его работы или действия, а она отрицательна, то необходимо найти положительный момент и начать с него. Критика должна быть выражена в тактичной форме. Критиковать нужно действие или работу ученика, а не его личность.
Важнейшую роль в решении проблемы сохранения эмоционального благополучия учеников играет работа с родителями. Ведь родители в силу своих неадекватных ожиданий и завышенных требований к ребенку порой сами способствуют повышению его тревожности. При необходимости в родителями проводится индивидуальная работа, на собраниях «поднимаются» вопросы учебной мотивации, проблемы поощрения и наказания, гармонизации взаимоотношений детей и родителей.