Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и характерные черты дружбы

Все предметы / Психология / Понятие и характерные черты дружбы
Определение 1

Дружба — это устойчивые, бескорыстные доброжелательные взаимоотношения личного характера, возникающие между людьми. Они основаны на симпатии, общих интересах, духовной близости и взаимной привязанности. Категория «дружба» предполагает наличие общих увлечений, взаимного уважения, помощи и понимания. Она считается одним из лучших нравственных чувств личности.

Различные подходы к понятию дружбы

В психологических исследованиях дружба в качестве явления рассматривалась с разных позиций. Люди, связанные между собой дружбой, называются друзьями. Дружбу исследует не только психология, но и другие науки, включая философию, социологию, антропологию и др.

Существует множество академических теорий дружбы:

  • Концепция социального обмена;
  • Теория справедливости;
  • Диалектика отношений;
  • Теория привязанности и др.

В частности, исследователи выделяли 2 типа социальных структур. Первая из них была основана на непосредственной эмоциональной близости (общине), вторая на рациональном расчёте и разделении труда (общество). Дружба в первом понимании представляла собой воплощение общинности, которая характерна для малых групп с недостаточно универсальными социальными связями в патриархальных условиях.

Зиммель полагал, что современные люди с усложнением собственного внутреннего мира вынуждены больше скрывать. По этой причине можно говорить о дружбе с разных сторон «Я». С одним человеком человека может связывать симпатия, с кем-то другим - религиозные чувства и интеллектуальные интересы, а также общий жизненный опыт.

Характерные черты детской дружбы

Установка крепких дружеских отношений в детском и молодом возрасте способна помочь индивиду лучшим образом адаптироваться в обществе в будущем. Возраст первой детской дружбы составляет примерно 3 – 5 лет. До его наступления ребенок в основном общается с родителями. В возрасте около 4 лет он начинает совместно играть с другими, хотя это не совсем совместная игра, но игра рядом.

Готовые работы на аналогичную тему

Подобную прагматичную сиюминутную дружбу можно встретить иногда и у учеников первого класса. У дошкольников же происходит быстрое формирование дружеских связей, которые слабы и впоследствии быстро рвутся. Ребенок еще не способен понимать, по какой причине кто-то думает не так, как он, и поступает вопреки его желаниям.

У старшего дошкольника и младшего школьника (примерно в 5 – 9 лет) дружеские связи уже отличаются меньшей прагматичностью. Дети начинают дорожить дружбой и порой даже терпят выходки товарищей. В этот же период появляется ревность в дружбе.

Как правило, понимание дружбы у детей в большей мере концентрируется на таких сферах, как общее дело и общие ожидания. Такие дружеские отношения предполагают возможность регулировать свое поведение и играть вместе. Основная часть детей описывает категорию «дружба» в терминах таких вещей, как обмен. Они делятся с кем-то, кого считают другом.

По мере взросления ребенок становится менее индивидуализированным и более осведомленным о других людях, получая способность сопереживать своим друзьям. Им все больше нравится играть в группах. Ребенок начинает испытывать отторжение сверстников по мере того, как проходит через средние детские годы. Формирование хороших дружеских отношений в молодости поможет человеку лучше адаптироваться в обществе в последующей жизни.

К 11 – 13 годам происходит изменение подхода к дружбе. В ее основе все больше лежит эмоциональная близость. В подростковом возрасте дружба характеризуется большей щедростью, искренностью, поддержкой и спонтанностью. Подростки склонны искать сверстников, которые предоставляют подобные качества во взаимных отношениях. Они исключают из своего круга тех, проблематичное поведение которых предполагает, что они не способны удовлетворить данные потребности.

У подростков дружба акцентируется на общих ценностях, лояльности и общих интересах. Она все меньше концентрируется на физических заботах, включая близкие контакты и доступ к играм, которые были более присущи для детского периода. Исследования показали, что дружба, сформировавшаяся в период получения высшего образования, продолжается дольше, чем дружба, которая сложилась ранее.

Особенности дружбы во взрослом возрасте

Дружба во взрослом возрасте нацелена на обеспечение дружеского общения, привязанности, а также эмоциональной поддержки. Она оказывает положительное воздействие на психическое благополучие и улучшает физическое здоровье.

Для взрослого человека все более сложно заниматься поддержкой значимых дружеских отношений на рабочем месте, где на поведение уже влияет конкуренция. По этой причине люди учатся скрывать уязвимость и причуды от коллег.

Дружба на рабочем месте (трудовая дружба) чаще всего приобретает транзакционный характер. Здесь уже сложно увидеть, в каком месте завершается общение, и начинается настоящая дружба. Большая часть взрослых ценит финансовую безопасность собственной работы больше, чем дружбу с коллегами.

Многочисленные исследования взрослой дружбы показали, что такие отношения способны действительно повышать самооценку. Как правило, взрослый человек имеет не более 2-3 близких друзей. Максимальное число друзей взрослый человек имеет в 20–25 лет (период максимальной социальной активности), но уже к 30 годам качество общения превалирует над количеством - друзей становится все меньше, но при этом остаются самые близкие.

С возрастом дружеские связи ослабевают, при этом количество друзей уменьшается. Это обусловлено тем, что новые дружеские связи устанавливать все сложнее. Чем человек старше, тем ему труднее формировать новые социальные связи. Одна из причин небольшого количества друзей в зрелом возрасте заключается в недостаточной длительности общения вне круга друзей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис