Индивидуальные особенности человека — это совокупность врожденных и приобретенных уникальных свойств, которые являются условиями его психической активности и определяют специфику выполнения им какой-либо деятельности.
Особенности развития ребенка в раннем детстве
Раннее детство включает два этапа: младенческий возраст (от рождения до 1 года) и ранний возраст (от 1 года до 3 лет). В младенчестве можно наблюдать полную зависимость ребенка от взрослых людей, которые обеспечивают полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. В это время эмоциональное и непосредственное общение становится ведущим типом деятельности.
Задачи взрослого человека заключаются в формировании всех условий для нормального психофизического развития ребенка раннего возраста. В различных исследованиях ученые рассматривают психолого-педагогические особенности под углом зрения генетической задачи развития. Эта задача способна отражать систему отношений «ребенок-взрослый».
Алгоритм раскрытия индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей раннего возраста необходимо начинать с характеристики ведущей деятельности, давая в дальнейшем содержательную характеристику всех направлений развития ребенка, в которых данные особенности проявляются, совершенствуются, складываются (например, физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие).
Отличительные особенности детей раннего возраста
Для детей раннего возраста характерен быстрый темп физического и психического развития. У них формируется двигательная активность и начинает наблюдаться сенсомоторная координация. Развитие интеллекта происходит на основании различных действий с предметами.
Для ребенка раннего возраста присуще появление первых слов. Они обладают ситуативным характером и часто понятны только близким людям. Интенсивно развивается общение со взрослыми людьми. Первой формой общения становится эмоциональная форма (непосредственная, ситуативно-личностная). Вторая форма общения состоит в эмоционально-опосредованном общении (ситуативно-деловая).
У ребенка начинает формироваться образ «Я» и появляются первые желания («хочу/не хочу»). Он воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм путем развития эмоциональной отзывчивости.
Тип отличительных особенностей этого возраста позволяет предопределить состав и условия педагогической работы. Ребенку необходимо обеспечивать общение с взрослыми людьми. В основе положительного и эмоционально окрашенного общения лежит сотрудничество с ребенком. Оно позволяет формировать у него:
- Уравновешенность,
- Чувство защищенности,
- Познавательную активность.
После года ведущей деятельностью становится предметная. В ней ребенок раннего возраста усваивает способы действий с предметами. В исследованиях ученые рассматривали психолого-педагогические особенности с точки зрения важности общения ребенка и взрослого в этом виде деятельности.
В раннем возрасте предметно-практическая и игровая деятельность дифференцируется в действия с предметами. Процессуальная игра начинает складываться в качестве самостоятельного вида деятельности ребенка.
Отличительные особенности раннего возраста включают:
- Снижение темпа роста и физического развития детей в сравнении с младенческим возрастом;
- Интенсивное созревание сенсорных и моторных зон коры головного мозга;
- Более отчетливое проявление взаимосвязи между физическим и нервно-психическим развитием;
- Рост подвижности нервных процессов, совершенствование их уравновешенности;
- Увеличение периода активного бодрствования (до 4-4,5 часов);
- Более лучшее приспособление организма к условиям окружающей среды;
- Овладение базовыми и жизненно важными движениями (ходьба, бег, мазание, действия с предметами);
- Овладение элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания и др.
Учет индивидуальных особенностей в воспитании детей раннего возраста
Ребенок раннего возраста начинает активно интересоваться окружающим миром, задавая вопросы, много и активно экспериментируя и наблюдая. У него закладывается основа наглядно-образного и символического мышления. Дети овладевают родным языком, начиная использовать базовые грамматические категории и словарь разговорной речи.
В раннем возрасте проявляется интерес к другому человеку. Дети испытывают доверие к людям, стремятся к общению и взаимодействию с взрослыми людьми и сверстниками. В этот период приходит осознание половой принадлежности («Я — мальчик», «Я — девочка»).
В раннем возрасте ребенок испытывает высокую потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражая собственные чувства. У него появляется фундаментальное свойство трехлетнего возраста - «Я сам», «Я могу». Это выражается в самостоятельности и инициативности. У детей формируется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.
Завершение периода знаменуется кризисом трехлетнего возраста. В нем поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основные симптомы кризиса включают негативизм, упрямство, строптивость и своеволие. За этими проявлениями находятся личностные новообразования, в том числе «система Я», личные действия, осознание «Я сам», чувство гордости за свой успех и достижения.
Оценки со стороны взрослых людей способствуют возникновению и развитию «Системы Я», потребности в одобрении, признании, поддержки уверенности в себе, своих силах. Ребенку важно осознавать, что он хороший и его любят. При затруднениях родители незаметно могут помогать ему, воздерживаясь от отрицательных оценок.
Негативные оценки оказывают влияние на взаимоотношения ребенка с другими детьми. Они способны приводить к эмоциональному неблагополучию в группах. В целом становление «системы Я» и самооценки предопределяет переход к новому этапу развития, который называется дошкольное детство.