Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Индивидуально-психологические факторы риска агрессивного поведения у подростков-девочек с девиантным поведением

Сущность девиантного поведения и факторы его возникновения у девочек-подростков

Определение 1

Девиантное поведение подростка – это действия или поступки, которые не соответствуют фактически сложившимся и официально установленным нормам (шаблонам, стандартам) в рамках конкретного социума.

Социальные нормы и нормы поведения, формируются в процессе целенаправленного воспитания. Результатом их усвоения является адекватное сознание и поведение, в условиях объективных закономерностей функционирования социума. Поэтому, если поведение и поступки не соответствуют установленным нормам, либо являются недостаточно адекватными, то можно говорить об отклонении.

Основные факторы, определяющие склонность девочек-подростков к проявлению девиантного поведения:

  • Биосоциальный фактор – характеризуется сильным влечением к противоположному полу и стремлением удовлетворить собственную половую (сексуальную) потребность.
  • Средовой фактор – негативное влияние ближайшего окружения (подруги, знакомые и т.д.), отсутствие необходимого эмоционального контакта с семьей, в связи с чем нет возможности в откровенных беседах с матерью или старшей сестрой.
  • Социально-психологический фактор – наличие острой потребности в эмоциональной близости, возможности поделиться своими мыслями, идеями, опасениями и т.д.
  • Фактор социальной дезадаптации – характеризуется нарушениями в социальной адаптации, что приводит к сужению круга друзей. Потребность в общении со сверстниками в итоге приводит к взаимодействию с асоциальными компаниями, бесцельному времяпрепровождению, отказу от трудовой и учебной деятельности.
  • Нравственно-эстетический фактор – диссоциация и нарушение личностных нравственных установок.
  • Фактор реакции эмансипации – стремление девочки-подростка стать взрослее, завоевать уважение сверстниц, привлечь внимание к своей персоне сверстников и старших юношей.
  • Воспитание в условиях неблагополучной семьи – воспитание в условиях неполной или деформированной семьи, негативный пример со стороны матери, который принимается девочкой за норму поведения.
«Индивидуально-психологические факторы риска агрессивного поведения у подростков-девочек с девиантным поведением» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особое значение имеет фактор внешней среды, которая оказывает наибольшее влияние на формирование девиантного поведения у девочки-подростка. В случае, если девочка попадает в плохую компанию, то она со временем перенимает нормы и ценности данной компании, а с целью установлении эмоционального контакта с ее членами не исключено и употребление табака и алкоголя.

Основные факторы проявления агрессии у девочек-подростков с девиантным поведением

Определение 2

Агрессия – это открытая неприязнь, которая в последующем выливается во враждебность и стремление вызвать боль и страдания объекту неприязни.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивности». Так, под агрессией понимается поведение, которое направлено на нанесение психологического или физического вреда тому, кто вызывает у человека неприязнь. В то время как агрессивность является устойчивой чертой личности, выражающейся в готовности к проявлению агрессии.

К основным факторам и условиям возникновения агрессии у девочек-подростков с девиантным поведением относятся:

  1. Дефекты семейного воспитания – это неправильно установленные взаимоотношения между членами семьи, которые ребенок, а затем и подросток принимает за норму.

    Особое значение в данном факторе имеют детско-родительские отношения и стиль родительского воспитания. Кроме того, важно учитывать и тип семейной ситуации (благополучная или неблагополучная).

    В психологии выделяют следующие типы неблагополучной ситуации в семье, оказывающей влияние на проявление агрессии у девочки подростка:

    • Гиперопека – родители стремятся принимать активное участие в жизни девочки, проявляют излишнюю заботу о ней и чрезмерный контроль. Все это приводит к тому, что девочка становится слишком пассивной и испытывает трудности в общении, легко идет на поводу.
    • Гипоопека – зачастую переходит в безнадзорность. Нежелание родителей заниматься воспитанием дочери приводит к тому, что ей позволительно делать все, что она хочет. Интересами и кругом общения девочки родители не интересуются, ее поведение и агрессивные проявления не контролируются.
    • «Кумир семьи» - характеризуется тем, что девочка является всеобщей любимицей, ей позволительно все, родители хвалят ее по любому поводу, иногда и не заслуженно. В последующем, если педагоги или сверстники выражают недовольство ее поведением или поступками, то это приводит к проявлению агрессии со стороны девочки-подростка.
    • «Золушка» - на девочку возложены все домашние обязанности, ей уделяется крайне мало внимания и не проявляется никакого интереса к ее жизни. При достижении подросткового возраста девочка может проявить бунтарское поведение, с целью привлечения к себе внимания со стороны родителей и отказа от выполнения возложенной на нее работы. Все это может постепенно перейти в проявление агрессивного поведения.
  2. Уровни родительских отношений – оказывают значительно влияние на поведение девочки, особенно в подростковый период, когда важно внимание, любовь и забота, а их неполучение может привести к проявлению агрессии по отношению к окружающим.

    Выделяют следующие уровни родительских отношений, оказывающих влияние на проявление агрессивного поведения у девочек-подростков с девиантным поведением:

    • Безразличие к чувствам и переживаниям девочки, отсутствие привязанности и ответственности по отношению к дочери.
    • Авторитаризм – характеризуется тем, что в обществе родители показывают любовь и уважение в дочери, проявление интереса к ее делам, учебе, занятиям и т.д., а на деле за всем этим стоит лицемерия и безразличие.
    • Угода и потакание капризам. Постепенно у девочки развивается эгоизм и убежденность, что ей все должны и обязаны, в случае отказа она проявляет агрессию.
    • Чрезмерная опека, недоверие подростку, жесткий контроль во всем. Все это приводит к тому, что желания и мнение подростка полностью игнорируются. Зачастую это вызывает у девочки-подростка проявления агрессии.

Таким образом, формирование агрессивных тенденций у девочки подростка с девиантным поведением происходит несколькими путями:

  1. Родители поощряют агрессию в подростке непосредственно, либо показывают пример соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
  2. Родители наказывают подростка за проявление агрессии.
Дата последнего обновления статьи: 21.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot