Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Содержательные и операционные компоненты мышления, индивидуальные различия

Определение 1

Мышление — это процесс познания окружающего реального мира, в основе которого лежит формирование и непрерывное пополнение запаса представлений и понятий. Процесс мышления состоит из вывода новых суждений (осуществления умозаключений).

Сущность мышления и его компоненты

Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности человека. Оно характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности, носит обобщенный характер. Это связано с тем, что индивид выделяет общее в объектах и начинает при этом опираться не только на то, что воспринимает в этот момент, а использует представления, которые были в прошлом опыте.

Для мышления присущ опосредованный характер, поскольку оно связано с речью и системой мыслительной операции. Принято рассматривать содержательные и операционные компоненты мышления. В качестве содержания здесь выступает мысль, которая находит выражение в слове и сохраняет только существенные признаки, предметы или явления. Операционные компоненты включают систему мыслительных операций и умственные действия.

Статья: Содержательные и операционные компоненты мышления, индивидуальные различия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Операционные компоненты представлены:

  • Анализом, функцией которого становится разделение целого на части, выявление отдельных признаков и аспектов целого;
  • Синтез, который становится средством объединения отдельных элементов, выделенных в результате анализа;
  • Абстрагирование, которое обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других;
  • Обобщение, являющееся средством объединения предметов и явлений в зависимости от их признаков и свойств;
  • Классификация, которая концентрируется на разделении и последующем объединении объектов по определенным основаниям;
  • Систематизация, направленная на разделение целых групп (классов).

В соответствии с использованием содержательных компонентов мышления люди познают объективный мир благодаря органам чувств или логическому пути. Знания, которые были получены в ходе чувственного познания, существуют в человеческом сознании в качестве образов явлений, воспринимаемых людьми.

Знания, которые человек получает в результате логического познания, существуют как понятия. Понятийные знания становятся при этом результатом опосредствованного отражения действительности. Они состоят из общего и существенного об определенном явлении или его классе. Это отличает понятия от представлений.

«Содержательные и операционные компоненты мышления, индивидуальные различия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Понятия отличаются от представлений также тем, что последнее всегда представлено образом. Понятие же заключается в мысли, которая находит выражение в слове. Представление состоит из существенных и несущественных признаков, а в понятии могут сохраниться только существенные признаки.

Понятие — это более обобщенное отражение, так как включает в свой состав общие признаки не случайных, отдельных предметов. Это то, что становится общим для всех предметов подобного класса. Понятие становится обобщенным отражением и по этой причине оно обычно выглядит как результат познавательной деятельности не отдельной личности, а практической и теоретической деятельности многих из них. На основе последнего обстоятельства понятие получает характер всеобщности.

Операционные компоненты мышления включают систему мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация и др.). Каждая операция предназначена для выполнения определенной функции в процессе познания. Она находится в сложной взаимной связи с прочими операциями.

Операции не проявляются в изоляции друг от друга. Например, для того чтобы что-то было выделено с помощью анализа, требуется наличие целостного представления об объекте. Такое начальное представление об объекте становится результатом первичного (недифференцированного) синтеза.

Индивидуальные различия мышления

Индивидуальные особенности мышления у разных людей могут проявляться, прежде всего, в том, что у них разным образом формируется соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (например, соотношение между наглядно-образным, наглядно-действенным или понятийным, абстрактным мышлением).

К числу индивидуальных особенностей мышления необходимо отнести различные качества познавательной деятельности:

  • Гибкость мышления;
  • Оперативность мыслительных операций;
  • Самостоятельность мышления.

Самостоятельность мышления связана с умением увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему для последующего решения их своими силами. Творческий характер мышления способен отчетливо выражаться именно благодаря подобной самостоятельности.

Для гибкости мышления характерно умение менять намеченный вначале путь (план) решения задач. Это происходит в том случае, когда он начинает не удовлетворять тем условиям проблемы, которые постепенно были вычленены в ходе ее решения и которые не удалось учесть сразу.

Быстрота (оперативность) мышления требуется в тех ситуациях, когда человеку необходимо принимать определенные решения в короткие сроки (например, в процессе боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие учащиеся (даже старшеклассники), когда их вызывают решать новую задачу к доске, начинают смущаться и теряться. Такие негативные эмоции ведут к затормаживанию их мышления.

Перечисленные индивидуальные качества мышления напрямую связаны с основным его признаком. Важнейшим признаком любого мышления, вне зависимости от его отдельных индивидуальных особенностей, становится умение выделить существенное. Благодаря этому человек способен приходить самостоятельно к новым обобщениям.

Если индивид мыслит, то он не ограничивается констатацией определенного факта (события), пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление начинает идти дальше, углубляясь в суть явления и открывая всеобщий закон развития всех или однородных явлений. Это происходит не зависимо от того, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot