Общая характеристика метода
Игровая терапия – это психотерапевтический метод воздействия на детей и взрослых посредством игры.
Психокоррекция означает исправление и представляет собой систему мероприятий, которые направлены на восстановление нарушенных функций психики. Это определенный вид психологической помощи.
Понятие психологическая коррекция дифференцируется с такими понятиями как педагогическая коррекция, психотерапия, коррекционно-развивающее обучение.
Что касается психологической коррекции, то она направлена на исправление поведения, эмоционального реагирования, межличностного взаимодействия.
Различные методики, описывающие это понятие, признают, что на развитие личности сильное влияние оказывает игровая деятельность.
На начальном этапе, как средство коррекции, игра использовалась в рамках психоаналитического подхода, затем в рамках гуманистически ориентированного.
Психокоррекция взрослых использует игру в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге. Проходит игра в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, различные ситуационные разыгрывания.
Для ребенка же игра является одной из форм самотерапии. В структуре детской игры есть свои составляющие:
- роли играющих;
- игровые действия, реализующие эти роли;
- игровое использование предметов;
- отношения между играющими.
Единицей игры является роль, сюжет игры – это воспроизводимая область действительности, а содержание – это то, что воспроизводится ребенком как главный момент деятельности и отношений между взрослыми.
Игра способствует формированию произвольного поведения ребенка и социализации.
В игровой терапии выделяются определенные направления, так, например, Г.Л. Лэндрет, выделяет:
- родительскую терапию, в рамках структурированной программы родителей обучают навыкам для проведения её в домашних условиях;
- игровую терапию со взрослыми;
- приёмы игровой терапии в семейной терапии, когда в игру включаются все члены семьи;
- групповую игровую терапию;
- игровую терапию в больничных условиях.
Как психокоррекционный метод в работе с детьми, имеющими нарушения психического развития, игра имеет специфические особенности.
В этих случаях важно использовать приемы налаживания контактов того уровня, который доступен детям для спонтанной игровой активности с дальнейшим переводом к более сложным способам общения и расширения сферы личностно-значимых предметов.
В ходе игровой терапии А.И. Захаров, например, дает определенную последовательность коррекционных методик – беседа, спонтанная игра, направленная игра, внушение.
Психокоррекционный эффект у детей в ходе игровых занятий достигается в результате установления положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Продолжительность игры не более 30 минут, при частоте занятий 2-3 раза в неделю при остром периоде невроза и 1раз в неделю при хроническом течении.
Программа рассчитана на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.
Функции организации терапевтического игрового процесса
Терапевтический процесс игровой деятельности имеет свои функции, А.И. Захаров, например, выделяет диагностическую, терапевтическую, обучающую функции.
Диагностическая функция заключается в том, чтобы уточнить психопатологию, особенности характера ребенка, его взаимоотношения с окружающими. В ходе игры наблюдатель получает дополнительную информацию.
Что касается терапевтической функции, то она дает возможность ребенку эмоционального и моторного самовыражения. Безусловно, что ребенку совсем не важен результат, важным для него является процесс игры, когда он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новых формах поведения.
Обучающая функция заключается в перестройке отношений. В ходе игры ребенок расширяет свой диапазон общения и кругозор, реадаптируется и социализируется.
Существует различие между «обучающей функцией игры» и «обучающими играми» – ребенка не надо учить играть, поскольку он играет спонтанно без всяких определенных целей.
В процессе игры разнообразный опыт приобретается постепенно и незаметно.
В игровой терапии А.И. Захаров выделяет 4 этапа:
- на первом этапе происходит объединение детей в группу и происходит это с интересной для них деятельности, например, в ходе экскурсии или рассказа об увлечениях;
- на втором этапе сочинение рассказов происходит в домашних условиях, а затем в группе они по очереди их рассказывают;
- третий этап связан с игрой, тему которой предлагают дети и педагоги с последовательным воспроизводством рассказов, сказок, реальных и условных ситуаций;
- четвертый последний этап является заключительным этапом игровой психотерапии.
Формы и варианты игровой терапии, таким образом, определяются особенностями конкретного ребенка, а также группы детей, продолжительностью игры, специфическими задачами работы.
Цель игровых методов может заключаться в оказании первичной психологической помощи, интервьюировании, в краткосрочной психотерапии, в процессе долгосрочного реконструктивного психотерапевтического воздействия, реконструктивного лечебно-коррекционного воздействия при наличии поведенческих невротических нарушений.
В ряде других случаев выступает в качестве вспомогательного средства, который дает возможность стимулировать ребенка, развивать сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и степень социальной депривации.
Игровая психотерапия, таким образом, является психотерапевтическим методом, основанием которого являются принципы динамики психического развития, облегчение эмоционального стресса с помощью игровых материалов, дающих пищу воображению.
Игры и формы игротерапии
Для игротерапии характерны определенные формы и виды, так, например, А.А. Осипова выделяет игры по теоретическим подходам, по форме организации, по характеру управления коррегирующими воздействиями, по степени структурированности материала.
По теоретическим подходам выделяют игротерапию в психоанализе, где игровые коррекционные возможности связаны с её символическим характером, игротерапию, центрированную на ребенке, где важное значение имеет практика реальных взаимоотношений взрослого и ребенка, игротерапию отреагирования, использующую игрушки для отреагирования конфликтной ситуации, игротерапию построения отношений.
Игротерапия как метод опирается на теорию психического развития ребенка и является ведущей деятельностью, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. отечественных ученых.
Как метод коррекции игра стала применяться в 1920 г. Её использовали А. Фрейд, М. Клайн, Г. Гут – терапевты психоаналитического направления.
Поскольку ребенок не может свое беспокойство выразить словами и не интересуется собственным прошлым и его исследованием, натолкнули ученых на мысль о возможности использования игры как замены метода свободных словесных ассоциаций.
Любое игровое действие, по мнению М. Клайн, имеет определенный символический смысл, который необходимо проинтерпретировать довести до сознания ребенка.
Именно она предложила термин «игровая терапия», а одной из первых начала применять его А. Фрейд, работая с детьми, которые пережили бомбежку Лондона во время Второй мировой войны.
Она считала, что ребенок освобождается от страха, когда имеет возможность в игровой форме выразить свои переживания и не получить психологическую травму.
Игра, по утверждению Г. Гута, является ответственным моментом в психоанализе ребенка. Дети, с которыми проводилась игровая психотерапия, использовали игрушки, предложенные Г. Гутом с той целью, чтобы они могли выразить себя.
Результатом психоанализа стали такие важные методики исследования психической сферы, как «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи» и др.