Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие игротерапия. Ее формы и виды

Все предметы / Психология / Понятие игротерапия. Ее формы и виды

Понятие и сущность игротерапии

Определение 1

Игротерапия (игровая терапия) – это один из методов психотерапевтического воздействия не ребенка или взрослого посредством использования разнообразных игр.

Сущность игротерапии заключается в том, что игра оказывает достаточно сильное влияние на развитие личности человека. Современная психокоррекция взрослых использует игру в различных социально-психологических тренингах и групповой психотерапии в виде специальных заданий и упражнений, подразумевающих невербальную коммуникацию между участниками, а также проигрывание различных жизненных ситуаций. Игра оказывает положительное влияние на установление между участниками группы благоприятных взаимоотношений, снимает напряженность, страх, чувство тревожности, оказывает положительное влияние на самооценку, позволяет поверить в свои силы.

Характерные особенности игротерапии:

  1. В процессе разыгрывания жизненных ситуаций, пациент проигрывает психотравмирующие моменты, тем самым у него вырабатывается необходимая модель поведения.
  2. Проигрываемые ситуации условны, что позволяет создать практические любые жизненные момент, которые вызывают у человека затруднения и приносят ему психологические травмы.

Эффективность игротерапии в работе с детьми обусловлена тем, что разыгрывание психотравмирующих ситуаций позволяет ребенку пережить негативные эмоции, страхи и неуверенность в себе, там самым расширить собственные возможности, расширить диапазон доступных действий и приемов для их успешного разрешения.

Игротерапия с детьми представляет собой активное взаимодействие ребенка со взрослым на тех условиях, которые выдвигает ребенок. Это необходимо для того, чтобы ребенок имел возможность в свободной форме выразить свои чувства и эмоции, показать волнующие его моменты и почувствовать принятие со стороны взрослого.

Показания к проведению игротерапии:

Готовые работы на аналогичную тему

  • социальный инфантилизм;
  • необщительность и замкнутость;
  • фобии, страхи, тревожность;
  • сверхпослушание и сверхконформизм;
  • наличие вредных привычек и демонстрация девиантного и агрессивного поведения;
  • неадекватная гендерная идентификация;
  • неосознанное вдергивание волос;
  • селективный мутизм;
  • нарушение психоэмоционального состояния ребенка, вызванное различными жизненными психотравмирующими факторами (насилие со стороны родителей, развод родителей, длительная госпитализация и т.д.);
  • коррекция успешности в обучении (чтении, развитии речи, письме и т.д.);
  • отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии;
  • при заикании;
  • для облегчения психосоматических заболеваний (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит и т.д.);
  • для улучшения, а также формирования собственной «Я-концепци».
Замечание 1

Показаниями к использованию игротерапии не могут быть различные медицинские диагнозы, такие как полный аутизм или неконтактная шизофрения.

Механизмы и принцип игротерапии

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игротерапии:

  1. Моделирование разнообразных систем социальных отношений в наглядно-действенной форме, в условиях игры. Следованием правилам такой игры приводит к тому, что ребенок учится действовать в сложных для него ситуациях, формирует необходимые навыки и механизмы защиты.
  2. Постепенное изменение позиции ребенка, преодоление собственного эгоцентризма и осознание своего «Я»», его значимости и роли в окружающем социуме. Тем самым ребенок адекватно устанавливает свое место в обществе и вырабатывает правильную модель поведения.
  3. Формирование навыков успешного взаимодействия с окружающими (коммуникационные навыки, умение устанавливать партнерские отношения, умение уступать, слышать оппонента, аргументировано отстаивать свою точку зрения и т.д.).
  4. Поэтапная выработка навыков и адекватных способов действий в различных проблемных ситуациях. Организация ориентировки на выделение наиболее значимых для ребенка эмоциональных состояний, умение осознавать смысл проблемной ситуации.
  5. Формирование у ребенка способности к произвольной регулятивной деятельности на основе выработки управляемого поведения, основанной на системе норм и правил.

Принципы осуществления игротерапии:

  1. Предоставление ребенку роли, требующей от него коммуникативного взаимодействия с другими участниками. Это необходимо для формирования коммуникативных компетенций, умения устанавливать партнерские взаимоотношения и т.д.
  2. Невмешательство в процесс игры. Так, ни в коме случае нельзя ускорять или замедлять темп игры ребенка, он сам выбирает оптимальное число лимитов и ограничений, сюжет игры и его развитие.
  3. Установление фокуса на коррекционный процесс, то есть важно не просто играть, а ориентировать в игре на переживания и чувства ребенка. Следует добиваться того, чтобы ребенок вербально выражал то, что его волнует или тревожит.

Виды и формы игротерапии

Основные виды и формы игротерапии:

  1. На основании теоретического подхода к игротерапии, выделяют следующие ее виды:

    • игротерапия в психоанализе;
    • игротерапия, которая концентрируется в основном на клиенте, его чувтсвах, эмоциях и психологическом состоянии;
    • игротерапия отреагирования;
    • игротерапия по построению отношений, проигрывают проблемных отношения со сверстниками или взрослыми;
    • примитивная игротерапия (на устранение страхов, тревожности, на расслабление и установление благоприятного эмоционального фона);
    • игротерапия в отечественной психологической практике.
  2. В зависимости от участия и функций взрослого человека (педагога) в игре, выделяют такие виды:

    • недирективная игротерапия;
    • директивная игротерапия.
  3. В зависимости от используемой формы организации игровой деятельности, принято выделять следующие виды игротерапии:

    • индивидуальная игротерапия;
    • групповая игротерапия.
  4. В зависимости от структуры и содержания вспомогательного для игры материала, различают:

    • игротерапия с неструктурированным материалом
    • игротерапия со структурированным материалом.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис