Шаррельман Генрих (1 декабря 1871 – 31 августа 1940) – немецкий педагог.
Краткие биографические данные
Родился в 1871 году в городе Бремен. Получил педагогическое образование, до 1909 г. работал в качестве учителя в школах Бремена и Гамбурга. Г. Шаррельмана не устраивала система обучения, реализуемая в государственных школах, что вызывало протесты педагога. В связи с этим педагога уволили. Педагог начинает плотно заниматься литературным трудом.
С 1919 до 1926 гг. был вновь руководителем в одной из школ города Бремена. На протяжении педагогической деятельности критиковал традиционную народную школу, в частности, жёсткую регламентацию деятельности педагога и учащихся. Придерживался позиций свободного воспитания, активности в обучении.
Умер в 1940 году в Лейпциге.
Вклад в науку
Г. Шаррельман в педагогической науке наиболее известен как теоретик педагогического реформаторского движения в Германии, являлся противником традиционного образования.
Основные педагогические взгляды Г. Шаррельмана изложены в его фундаментальном труде «Трудовая школа». В основе обучения автором положена идея организации обучения таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно исправлять собственные ошибки.
В видение школы Шаррельманом включалось понятие трудового сообщества учителя и учеников, в котором под руководством педагога происходит постановка целей учениками с дальнейшими попытками их достижения.
Г. Шаррельман был сторонником эпизодического изложения учебного материала, что отрицало необходимость использования программ и планирования в учебном процессе. По мнению педагога, усвоение учебного материала учениками происходит в ходе беседы путём задавания вопросов. Движущими силами обучения является любопытство школьников. При этом педагог идёт следом за спонтанно возникшим интересом учеников, предоставляя учебные задания, соответствующие интересу именно здесь и сейчас.
Таким образом, Шаррельманом приветствовалось педагогическое творчество учителя, основой которого служит интуиция и конкретная ситуация, развивающее эмоциональное восприятие учащихся.
При описанном выше подходе реализуется личностное обучение школьников. В числе главных задач школы Г. Шарелльман видел осуществление заботы о развитии духовности учащихся, радостного мироощущения. В связи с этим большое внимание придаётся организации самостоятельной творческой работы школьников.
Особым своеобразием отличается представления Г. Шаррельмана о постановке трудового обучения в условиях школы. Знакомство школьников с реальными условиями осуществления разных видов трудовой деятельности не осуществлялось, в школьных условиях отдавалось предпочтение организации продуктивных видов деятельности – лепке из пластилина, аппликациям из бумаги, работе с проволокой, рисованию, написанию сочинений на свободные темы, другим различным видам художественной деятельности.
Признавая роль эпизодического и комплексного преподавания, немецкий педагог отрицал необходимость систематического и предметного обучения. Являлся сторонником трудовой школы, в то же время руководствовался принципами активности в обучении и не знакомил школьников с реальной трудовой деятельностью.
Педагогические идеи Г. Шаррельмана проникнуты религиозными веяниями, даже мистицизмом.
Основные труды
Основные педагогические идеи Г. Шаррельмана изложены в его двух фундаментальных трудах, переведённых на русский язык:
- Трудовая школа,
- В лаборатории народного учителя. Опыт наглядного обучения.