Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье

Эмоционально-личностная сфера дошкольников

Определение 1

Эмоционально-личностная сфера – это субъективные переживания человеком его отношения к предметам, событиям, явлениям, другим людям.

Для дошкольников характерными являются базовые эмоции, к которым относятся гнев, печаль, радость. Переживать ту или иную эмоцию, определять и осознавать противоположные эмоции ребенок учится через сказки.

Эмоции играют важную роль в жизни человека, они помогают реагировать на действительность, успешно взаимодействовать с самим собой и с миром.

Эмоциональное развитие современных детей является слабым, что проявляется в отсутствии стрессоустойчивости, сензитивности, социальной адаптации и низкой вариативности в стремлении. Развитие эмоционального понимания ограничивается развивающимся интернетом, что делает ребенка слепым к проблемам других людей, включая даже близких.

Статья: Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Основы личности закладываются через формирование эмоционально-личностной сферы в дошкольном периоде. Закладывается она через основной вид деятельности «Сюжетно-ролевую игру», в которой ребенок развивает различные психические функции и формирует на их основе свою деятельность. Игра в этом возрасте служит ориентиром в межличностных и социальных отношениях.

В своих работах А.Н. Леонтьев обозначает некоторые моменты эмоциональной сферы ребенка – это развитие новых интересов и потребностей, предопределенных централизованной структурой мотивов.

Такие первичные рефлексы, как голод, жажда, сон дошкольник контролирует ещё слабо. Однако в процессе онтогенеза эмоции ребенка от взрывного-аффективного меняются к более лабильному, осознанному. Внимание ребенка формирует ожидание результата и хорошего настроения окружающих в процессе его действий. Ребенок не сосредотачивается на оценке его действий взрослыми. Изучая новые формы эмоций, он выражает их в мимике, интонации, сопереживании другого.

Интерес и любознательность способствуют ускорению процесса включения речи в эмоциональные выражения – в результате происходит развитие когнитивных процессов.

«Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К пяти годам у ребенка зарождаются моральные принципы, формируется чувство долга, приобретаются навыки оценивать свои и чужие поступки. У любознательного ребенка формируются такие эмоции как удивление и радость.

В развитии эмоционально-личностных качеств выделяется социальная адаптация, что означает развитие интереса к новому, осознание смысла речи, психофизическое состояние ребенка, зависящее от эмоциональной сформированности.

Чувства и эмоции сопровождают человека с момента рождения – это сложная регулирующая система, оказывающая влияние на поведение, здоровье, образ и качество жизни. Если эмоции ребенка имеют ограничения в выходе, то они разрушают его психику, порождают склонность к агрессии, замкнутости, тревожности.

Неполная семья и эмоциональный мир ребенка

Развитие эмоций и развитие личности связаны между собой. Специалисты установили, что ребенок, получающий меньше тепла и ласки, как личность, созревает значительно медленнее. Он будет склонен к пассивности и апатичности. Дефицит эмоционального общения между взрослым и ребенком приводит к неуверенности, вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия. Общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок узнает, что кроме его точки зрения, существует ещё и чужая, которую тоже надо учитывать.

Эмоциональные расстройства и другие психологические проблемы имеют тесную связь с неблагоприятными событиями в жизни ребенка. Ни один воспитатель или другой взрослый не восполнит недостаточность эмоционального контакта с родителями.

Дети из неполных семей, как показывают исследования, имеют ряд психологических особенностей, носящих ярко выраженный негативный характер. По мнению А.С. Спиваковской, дети из неполных семей склонны к невротическим нарушениям, противоправному поведению, имеют низкую успеваемость в школе.

К психологическим особенностям детей из неполных семей, А.И. Захарова относит неустойчивую заниженную самооценку, неадекватную требовательность к матери, активный поиск «значимого взрослого».

Смирнова Е.О. и Собкина В.С. считают, что детям из неполных семей не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания со стороны взрослых. В действиях и поступках им не хватает:

  • уверенности и решительности,
  • гибкости и непринужденности в отношениях,
  • умения принимать и играть роли.

На основании семейной психотерапии детей, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили два вида нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку – неразвитость родительских чувств и сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку, исходя из его пола.

Первый вид нарушений выражается в нежелании родителей иметь дело с ребенком, жалобы на утомительные родительские обязанности.

Второй вид нарушений связан с тем, что родитель приписывает ребенку не его реальные качества, а качества пола – «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». При таком неосознанном предпочтении наблюдается неприятие мальчика или девочки. При данном неприятии у ребенка может нарушиться полоролевая идентификация.

Ребенок из неполной семьи, по мнению американских ученых Б. Артура и М. Кемме испытывает эмоциональные трудности, среди которых они отмечают нарушение сна с тяжелыми сновидениями, различные фобии, признаки хорошо выраженной печали после какого-либо события. Его внутренний мир наполнен чувством одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Ребенок, воспитывающийся в неполной семье, раньше становится самостоятельным, а его эмоциональный фон деятельности снижен.

Дети из неполных семей испытывают обостренное беспокойство о здоровье своих близких, боясь потерять единственного родителя.

Если семья неполная, это совсем не значит, что она неблагополучная в вопросах воспитания.

Замечание 1

К эмоциональной стороне развития ребенка родителям относиться нужно очень ответственно. Необходимо, чтобы в семье ребенок получал от близких ему людей эмоциональную поддержку, любовь, тепло и заботу.

Специфика воспитания ребенка в неполной семье

Условия для воспитания ребенка в неполной семье специфические. Женщина, одна воспитывающая ребенка, несет ответственность за благосостояние всей семьи.

Проблемы воспитания ребенка в неполной семье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Проблемы воспитания ребенка в неполной семье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особые условия складываются в тех неполных семьях, где мать или отец в одиночку воспитывают ребенка-инвалида или с отклонением от нормы в физическом развитии.

Какой бы заботливой матерью не была женщина, она физически не может уделить достаточного времени для воспитания. В такой ситуации ребенок предоставлен сам себе.

Неполная семья имеет специфический образ жизни, который ощутимо отражается на процессе воспитания. Мальчик в материнской неполной семье не видит примеров мужского поведения, а это формирует неадекватные представления о ролевых функциях мужчины.

Поведение матери в неполной семье оказывает влияние и на социализацию девочек, искажая ролевую функцию женщины, матери, жены.

Дети в неполных семьях не имеют примера взаимоотношений мужчины и женщины, что может отрицательно сказаться на подготовленности к будущей семейной жизни.

Идентификация ребенка со своими родителями в неполной семье деформируется, в одних случаях отсутствует материнская ласка, а в других случаях, отсутствует пример мужского поведения.

Большого внимания общества требует ситуация с качеством здоровья ребенка из неполной семьи. Ученые приходят к выводу, что дети из неполных семей чаще подвергаются хроническим заболеваниям.

При отсутствии мужчины в семье происходит нарушение гармоничного развития интеллектуальной сферы, затрудняется навык общения с представителями противоположного пола, формируется избыточная привязанность к матери.

Женщина понимает, что мальчику необходим отец, поэтому одинокая мама старается компенсировать отсутствие мужчины и берет на себя мужские функции – жесткие стратегии воспитания, строгость, требовательность.

В результате мальчик в каком-то смысле лишается не только отца, но и материнской любви и теплоты, которые являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим, положительного самоощущения.

Данный путь не является объективно предопределенным и обязательным, но, имеющиеся данные говорят о том, что мальчики из неполных семей составляют особую проблемную группу. Совсем не обязательно, что все эти особенности возникнут в неполной семье, просто вероятность их возникновения значительно больше.

Замечание 2

В целом психологи считают, что воспитание ребенка в неполной семье является обычным, нормальным воспитанием, только осуществляется оно в более сложных условиях.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot