Общие сведения о стрессе и стрессогенных факторах среды
Каждый человек в процессе жизнедеятельности испытывал стресс.
Стресс – это совокупность неспецифических реакций организма, которые отражают его внутреннее беспокойство, и проявляются в виде когнитивных, эмоциональных и поведенческих проявлений.
Стресс затрагивает физиологический, поведенческий, эмоциональный аспекты.
Он может влиять на различные системы органов человека. Например, у него затрудняется дыхание, возникает неприятное ощущение в области ЖКТ, повышается артериальное давление и т. д.
Под влиянием стресса у человека могут возникать нарушения сна, происходит снижение продуктивности, изменение ритма дыхания и голоса. При этом эмоциональные переживания приобретают негативный оттенок, к примеру, возникает депрессивность, агрессия, гнев.
Также стресс способен влиять на мыслительные процессы субъекта. При постоянной чрезмерной нервной нагрузке снижается мыслительный потенциал человека, нарушаются внимание и емкость оперативной памяти.
Очевидным фактом является то, что сложные жизненные ситуации исключить из жизни человека невозможно, поэтому важной задачей современной психологии является формирование психологической устойчивости личности к различным стрессогенным факторам среды.
Виды стресса
Стресс подразделяется на следующие виды.
Биологический или физиологический стресс.
Данный стресс определяется нарушением гомеостаза организма и возникает при непосредственном неблагоприятном воздействии раздражителя. К факторам, которые вызывают биологический стресс, относят голод, жажду, гипотермию, нарушение функционирования дыхания, кровообращения и т.д.
Психологический стресс.
Указанный вид стресса подразделяется на эмоциональный, информационный и организационный. При эмоциональном стрессе человек переживает конфликтные жизненные ситуации, которые препятствуют удовлетворению его социальных и биологических потребностей. Информационный стресс возникает при получении субъектом информации о предстоящей угрозе или неблагоприятном событии, при представлении субъектом определенных ситуаций и последствий событий, при информационных перегрузках, когда субъект не справляется с задачами, не может оперативно принимать решения или осознает степень ответственности за принятие решений. Организационный стресс характерен для рабочих ситуаций и возникает при высокой интенсивности работы или общения, монотонной деятельности, резком нарушении установленного порядка и т.д.
Формы психологической устойчивости
В настоящее время для достижения поставленных целей субъекту необходимо иметь определенные личностные качества, которые способствуют эффективному преодолению жизненных трудностей. Одним из таких качеств является психологическая устойчивость.
Различают следующие виды психологической устойчивости:
- Стойкость. Представляет собой способность субъекта бороться с возникающими в жизни трудностями, сохраняя при этом хорошее настроение и веру в собственные силы и возможности;
- Уравновешенность. Является способностью субъекта объективно оценивать свои собственные силы и возможности и степень угрозы от воздействующих факторов внешней среды;
- Сопротивляемость. Определяет способность субъекта оказывать сопротивление факторам, которые могут ограничить свободу принятия им решений, а также оказывающих влияние на выбор ценностей, норм, стиля жизни и т.д.
Все люди могут по-разному могут переживать стрессовые ситуации. Одни переживают их крайне эмоционально, остро и трудно переносят этот жизненный период, другие же воспринимают стресс, как возможность проявления личностных качеств и развития.
Стрессогенные факторы среды
Стрессогенные факторы вызывают у субъекта стресс. Человек пытается адаптироваться к новым условиям на сознательном и подсознательном уровне. С течением времени субъект может приспособиться к новым условиям, и тогда стресс не повлияет на его психическое и физическое состояние. Если субъект не может приспособиться, то при длительном воздействии стресс способен вызывать у него психосоматическое заболевания.
Стрессогенные факторы, которые способны влиять на психологическую устойчивость личности, в большей степени зависят от той сферы деятельности, в которой занят человек. Рассмотрим некоторые из них.
К стрессогенным факторам среды относят:
Отношения личности, включая отношение к себе.
Если субъект оптимистично настроен, уверен в себе, открыт и доверяет другим, имеет нормальную самооценку, то это благоприятно воздействуют на психическое состояние субъекта. При негативных проявлениях у субъекта возникает плохое и неустойчиво настроение, чувство тревоги и апатии;
Сознание личности.
При наличии у субъекта таких качеств, как вера в свои собственные силы и возможности, чувство принадлежности к определенной группе людей, осознание общих целей, адекватная интерпретация жизненных ситуаций, он легче переживает сложные жизненные ситуации;
Нервно-психическая устойчивость и настроение.
При снижении психической устойчивости происходят негативные психические изменения. Располагают к стрессу такие состояния, как тревожность, агрессия, гневливость, пессимистическое отношение к жизни;
Семья.
Воспитание в семье оказывает значительное влияние на формирование образа жизни субъекта и взаимоотношения людьми в будущем. Семья может оказывать незаменимую эмоциональную поддержку, которая помогает лучше переживать стрессовые ситуации. Также семья может оказывать негативное влияние на личность и способствовать формированию внутриличностных конфликтов, дисгармонии личности и т.д., что в итоге приводит к снижению психологической устойчивости;
Степень конфликтности.
Она определяет опыт общения субъекта и особенности личности при взаимодействии с другими людьми.