Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая профилактика зависимого поведения

Зависимое поведение: понятие, особенности, виды

Определение 1

Зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения, которое связано со употреблением какого-то субстрата в целях саморегуляции.

Зависимое поведение проявляется в устойчивом стремлении человека к изменению своего психофизического состояния.

Основной группой риска формирования зависимого поведения являются люди с низкими возможностями к адаптации, неустойчивыми к стрессогенным ситуациям, имеющие небольшой круг социальной поддержки.

Главный принцип формирования зависимого поведения - это суженность поведенческого репертуара реагирования на стрессогенные или дискомфорта ситуации.

Эта суженность влияет на то, что привычный способ очень быстро перестает восстанавливать психическое состояние, в силу незнания других способов, человек переходит к тем, которые искусственным образом влияют на его психическое состояние.

Основные виды зависимого поведения:

  1. Химическая зависимость - это зависимость от употребления любого вида психоактивных и наркотических веществ: алкоголизм, наркомания, токсикомания.
  2. Биохимическая зависимость - это промежуточный вид между химическим и нехимическими зависимостями: анорексия, булимия (пищевые зависимости).
  3. Нехимическая зависимость - это зависимость, в основе которой заложено определенное поведение: гэмблинг (игромания), интернет-аддикция, трудоголизм, шопоголизм, клептомания.

Зависимое поведение имеет свою динамику и этапы формирования:

  1. В начале формирование происходит на эмоциональном уровне: в результате воздействия предмета зависимости, которое приводит к изменению психического состояния, формируется определенная связь в сознании с этим объектом, как способным быстро и эффективно изменить состояние.
  2. Происходит формирование четкой последовательности использования средств, трансформирующих состояние, определяется конкретная частотность употребления, постепенно определяется ритм зависимости, связанный с попаданием в стрессовые и дискомфортные ситуации. Впоследствии использование таких средств уже не зависит от стрессогенных факторов, и употребление реализуется в любых ситуациях, вызывающих беспокойство или тревогу.
  3. Полноценное формирование зависимого поведения, отчуждение от профессиональной, социальной и семейной деятельности. Употребление средств уже не приносит того удовлетворения и релаксации, что прежде. Социальная сфера постепенно разрушается, люди выпадают из межличностных взаимодействий.
  4. Окончательное разрушение личности на биологическом, физическом, социальном и психологическом уровне. Происходит дереализация и деперсонализация личности.
«Психологическая профилактика зависимого поведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные признаки сформировавшегося зависимого поведения: отрицание субъектом наличия у него зависимого поведения, распад ближайшего окружения и социальных связей в принципе, враждебность и агрессия по отношению к близким и окружающим людям, раздражительность, чувство вины из-за неспособности изменить свое поведение.

Критерии сформированности аддикции, которые должны проявляться непрерывно в течение 1 месяца:

  • навязчивая компульсивная потребность в употреблении веществ или совершении определенных действий (игра за компьютером, покупка вещей),
  • неконтролируемый прием или употребление,
  • абстинентный синдром - синдром отмены (желание продлить употребление, после его прекращения - ломка),
  • рост толерантности к употреблению - увеличение дозы,
  • увеличение количества времени до приема и после приема веществ (подготовка и восстановление),
  • снижение социальной активности, сужение круга контактов,
  • продолжение употребления вещества несмотря на наличие вредных последствий.

Профилактическая работа с подростками

В целом, все профилактические мероприятия можно разделить на 2 основных вида: общегосударственные (опосредованные), которые представлены в основном системой запретов, ограничений, а также различных видов побуждения с помощью социальных реклам, и непосредственные формы профилактики через прямой контакт с населением.

Как показывает практика, ограничения и директивные методы запретов, разъяснения, что хорошо и что плохо, не оказывают должного воздействия на сознание людей, а особенно подростков, которые являются прямой группой риска формирования зависимого поведения.

Наиболее эффективными оказываются методы непрямого воздействия на сознание подростков: информационный, через обучение, управление эмоциями, формирование резистентного поведения, формирование жизненных навыков, расширение кругозора и формирование альтернативных видов деятельности, а также укрепление здоровья.

Большую часть времени в истории профилактики зависимого поведения, сама профилактика строилась на медикоцентрированном подходе, который отличался преимущественно информированием населения, донесением фактологической информации. Однако такой принцип лишь формально изменяет отношение, но не само поведение человека.

Сейчас профилактическая работа строится в большей степени на принципах активного обучения, интерактивного взаимодействия, личностноцентрированных подходах, в рамках которых подросток выступает как активный участок профилактики, а не просто наблюдатель.

Поэтому нередко современная профилактика зависимого поведения строится не по принципу школьной беседы с просмотром фильма о вреде наркотиков, а по принципу интерактивных игр, викторин, ролевых игр, что оказывает гораздо более эффективное воздействие и находит больший отклик у подростков.

Основные этапы профилактической деятельности:

  1. Диагностический этап. На этом этапе проводится психодиагностика личностных свойств, которые могут быть детерминантами формирования зависимого поведения: тревожность, низкий уровень стрессоустойчивости, несформированная и неустойчивая Я-концепция, низкий уровень самооценки, эмпатии, склонность к риску и новизне, стратегия ухода от социальной поддержки. Также в диагностику входит анализ семейной ситуации, увлечениях подростка, его ближайшем социальном круге.
  2. Компетентностный этап. На этом этапе происходит расширение и развитие компетенций подростка в основных сферах жизни (общение, навыки преодоления стрессовых ситуаций, культура межличностных отношений, особенности психосексуального развития).
  3. Тренинговый этап. На этом этапе происходит коррекция отдельных личностных свойств и особенностей

Сама профилактика должна носить комплексный и системный характер, она должна касаться семьи, друзей, образовательной среды.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot