Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Химическая зависимость в подростковом и юношеском возрастах: причины возникновения, профилактика

Определение 1

Подростковый возраст — это особо сложный период в жизни ребенка, для которого характерны конфликты с родителями, учителями и друзьями.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте

В результате проблемных ситуаций подростки склонны пробовать все, что может доставлять им удовольствие, развеивать скуку, улучшать настроение, уводить от проблем. В этом возрастном периоде у них присутствует аддиктивное поведение, в возникновении которого играют роль личностные особенности и характер воздействия внешней среды. Окружающий мир влияет на внутреннее психическое состояние лица, вызывая желание избавиться от дискомфорта.

В качестве установки подростка с аддиктивным поведением выступает стремление к незамедлительному получению удовольствия любой ценой. Это желание не зависит от последствий, которые часто могут представлять опасность.

Образ жизни взрослого человека с подобными пристрастиями рассматривают в качестве прямой противоположности тому, что называется «здоровым образом жизни».

Замечание 1

Сущность аддиктивного поведения, к которому относится химическая зависимость, состоит в уходе от реальности через изменение состояния психики.

Принято рассматривать несколько типов аддиктивного поведения:

  • Химическая зависимость, включая наркоманию, токсикоманию, табакокурение, алкоголизм;
  • Нарушение пищевого поведения, включая анорексию, голодание, булимию;
  • Нехимические типы зависимостей, включая игровую, компьютерную, сексуальную зависимость, навязчивые покупки, пристрастие к громкой музыке и др.

Крайняя степень увлечения определенным видом деятельности, которая приводит к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению, включает религиозный фанатизм, сектантство и прочие зависимости от чего-либо.

Причины возникновения химической зависимости

«Химическая зависимость в подростковом и юношеском возрастах: причины возникновения, профилактика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В современных условиях употребление подростками алкогольных, наркотических и других психоактивных веществ превращается в острейшую проблему. Она представляет серьезную угрозу здоровью населения, государственной экономике, социальной сфере и правопорядку.

Важный фактор наркотизации состоит в снижении у большей части подростков превентивной психологической защиты. Для них также характерен низкий ценностный барьер.

В качестве причин приобщения подростков к наркотическим средствам выступают:

  • Подражание взрослым, желание не отстать от друзей;
  • Попадание в плохую компанию;
  • Конфликты в семье;
  • Ощущение ненужности и внутренний дискомфорт;
  • Желание удовольствия и вседозволенность, повышение самооценки, ощущение себя более взрослым и др.

Отрицательное значение в формировании наркозависимости у подростков имеют психологические факторы риска, включая неадекватную самооценку, неспособность идентифицировать или выражать чувства, низкую стрессоустойчивость, высокую подверженность воздействию групповых норм, повышенную тревожность, импульсивность.

При наличии сложной ситуации в государстве, когда подростки больше всего подвергаются разным негативным влияниям не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, для общества необходимы коренные перемены. В учебных заведениях в основе профилактической работы должны быть лучшие качества учащихся, в том числе их достижения.

Основы педагогической профилактики химической зависимости у подростков

В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, основой активных первичных профилактических мероприятий должна быть методология формирования у детей представлений об общечеловеческих ценностях. Они должны быть осведомлены о пользе здорового образа жизни.

Среди целей первичной профилактической деятельности в учебных заведениях выступают: получение подростками информации и пропаганда здорового образа жизни; ценностное отношение подростков к химическим веществам и формирование личной ответственности за поведение. Стратегический приоритет первичной профилактики — это не запугивание учеников, а формирование системы позитивной профилактики, ориентированной на защиту от возникновения проблем.

В число основных принципов профилактической деятельности в образовательных учреждениях входят:

  • Комплексность, то есть согласованность во взаимодействии органов и учреждений, которые несут ответственность за соответствующие стороны системы профилактики;
  • Дифференцированность, присущая для задач, целей, методов и форм работы (необходимо учитывать возраст детей);
  • Аксиологичность, представляющая собой ценностную ориентацию;
  • Многоаспектность, которая представляет собой сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.

Социальный аспект является ведущим в профилактической деятельности в рамках образовательной среды. С его помощью формируются моральные и нравственные ценности, способные определять выбор здорового образа жизни, и отрицательное отношение к употреблению химических веществ.

Что касается психологического аспекта, то он способствует формированию адекватной самооценки, освоению навыков успешности, самостоятельному принятию решений и ответственности.

Образовательный аспект формирует систему представлений об отрицательных последствиях употребления химических веществ. Профилактическую работу необходимо проводить в рамках правовой базы, включающей всю совокупность нормативных актов о правах и обязанностях лиц, обязанных заниматься профилактикой.

В состав правовой базы также включены права и обязанности подростков и других лиц, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.

Профилактику химической зависимости у подростков нельзя ограничивать только временем прибивания в учебном заведении. К этому процессу должны привлекаться родители, система дополнительного образования и учреждения культуры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot