Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности

Все предметы / Психология / Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности

Понятие компетентности

Определение 1

Компетентность – это совокупность определенных способностей, свойств и качеств личности, которые необходимы человеку для успешного выполнения профессиональной деятельности в конкретной сфере.

Высокий уровень профессиональной компетентности делает специалиста конкурентоспособным и повышает его востребованность на рынке труда. Именно поэтому важно не просто получить ряд знаний, умений и навыков по определенной профессии (специальности), но и сформировать необходимую профессиональную компетентность.

Формирование компетентности – это процесс, предполагающий наличие определенного стандарта, овладение которым является ориентиром для специалиста.

Профессиональная компетентность включает в себя совокупность взаимосвязанных характеристик, к которым относятся:

  1. Когнитивная и гностическая – отражают наличие у специалиста необходимых профессиональных знаний.
  2. Регулятивная – умение использовать свои знания в определенной профессиональной деятельности.
  3. Рефлексивно-статусная – направлена на признание собственного авторитета и позволяет действовать определенным образом.
  4. Нормативная – включает в себя круг профессиональных полномочий сотрудника и сферу его деятельности.
  5. Коммуникативная – выполнение профессиональной деятельности всегда осуществляется посредством взаимодействия и общения.

Понятие коммуникативной компетентности руководителя

Коммуникативная компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:

  1. Предвидеть социально-психологические последствия той коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться.
  2. Опираясь на особенности каждой отдельной коммуникативной ситуации социально-психологически программировать весь процесс общения.
  3. «Вживаться» социально-психологическую атмосферу конкретной коммуникативной ситуации.
  4. Социально-психологически управлять коммуникативными процессами.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, коммуникативная компетентность руководителя имеет большое значение для эффективности его управленческой деятельности. Для того, чтобы данный вид компетенции был сформирован должным образом необходимо обладать знаниями в сфере межличностного взаимодействия, владеть всеми средствами общения, быть гибким и уметь адаптироваться в любой ситуации.

Замечание 1

Успешность управленческой деятельности руководителя во многом зависит от его взаимодействия и общения с подчиненными. Для того, чтобы общение с подчиненными было продуктивным, необходимо уметь организовать его на разных уровнях, в зависимости от ситуации.

Уровни общения с подчиненными:

  1. Уровень коммуникативных установок партнера – учет особенностей поведения личности в обществе и коллективе.
  2. Уровень включенности сотрудника в систему общения и межличностного взаимодействия.
  3. Уровень эмоциональной оценки нормам общения.

Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя: прогностическая, диагностическая, организационная, программирующая и исполнительская.

Коммуникативный потенциал руководителя – это единство трех его составляющих:

  1. Коммуникативные свойства личности руководителя – индивидуальная манера общения, предпочитаемые способы общения, потребность в общении.
  2. Коммуникативные способности руководителя – активность и инициативность в общении, эмоциональный отклик на собеседника и его состояние (психологическое, эмоциональное и т.д.).
  3. Коммуникативная компетентность – знание и владение нормами и правилами общения, психотехниками и технологий общения в целом.

Важную роль в управленческой деятельности играют экспрессивные навыки общения, представляющие систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных средств коммуникации.

Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя и их значимость в управленческой деятельности

Для жизни и полноценного развития организации важны и необходимы как внешние, так и внутренние коммуникации. Внутри организации в обязательном порядке должны быть налажены как вертикальные, так и горизонтальные каналы передачи информации, и отработаны коммуникативные навыки в межличностном взаимодействии сотрудников между собой, а также сотрудников с руководством. Кроме того, необходимо указать, что именно руководитель в организации является носителем культуры, представляет собой ролевую модель поведения, которую осознанно или неосознанно копируют его подчиненные. И работники, и организация в целом будут настолько коммуникативно-компетентны, насколько топ-менеджер понимает ценность коммуникаций и насколько он сам компетентен в этой области.

От уровня коммуникативной компетентности руководителя зависит успешность его управленческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно посредством коммуникации руководитель способен обеспечить:

  • своевременное и качественное выполнение профессиональных задач;
  • решение типичных и нестандартных управленческих проблем (сложных ситуаций, вопросов);
  • найти выход из любой управленческой ситуации;
  • предвидеть проблемы и предотвратить их;
  • своевременно принимать необходимые управленческие решения;
  • своевременно реагировать на любые изменения, уметь их инициировать и управлять ими;
  • владеть современными технологиями управления коллективом;
  • владеть проектными технологиями;
  • развивать ресурсы и возможности сотрудников.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это качество действий управленца, которые обеспечивают эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; умение вести деловые переговоры, навыки ведения деловой переписки и исполнения представительских функций, умение общаться с коллегами по работе, разрешать спорные и конфликтные ситуации; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Сергеевна Исаева

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис