Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этические принципы проведения исследования на человеке

Общие сведения об этичности психологического эксперимента

Психологический эксперимент - это осознанное взаимодействие испытуемого и экспериментатора, которое строится на уважении и заботе об участниках эксперимента, а также основных гуманистических ценностях.

Поэтому этически правильное исследование начинается с того, что между экспериментатором и участником заключается четкое соглашение, в котором доступно разъясняются обоюдные зоны ответственности сторон, прописываются основные задачи эксперимента, принципы работы, условия участия и т.д. Исследователь должен соблюдать и выполнять все прописанные ему обязательства, а испытуемый подписывает добровольное согласие на участие в эксперименте.

Экспериментатор должен соблюдать определенные этические принципы при проведении своего исследования. Важно отметить, что эти принципы реализуются, начиная с самого замысла исследования и вплоть до применения конкретных методик.

При планировании эксперимента исследователь несет личную ответственность за формирование этической оценки собственного исследования. Если же экспериментатор понимает, что в какой-то части исследования ему необходимо отклониться от каких-то гуманистических принципов, то исследователь берет на себя личную ответственность и обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию мер по защите прав участников исследования.

В целом, на каждом исследователе лежит ответственность по разработке и поддержанию оптимальных этических норм реализации исследования: например, стиль общения коллег, ассистентов, студентов - всех тех, кто вовлечен в общение с испытуемыми. Именно экспериментатор ответственен за то, чтобы донести до всей своей команды основные этические принципы проводимого исследования.

Основные этические принципы проведения психологических исследований

Один из главных этических принципов состоит в том, что исследователь должен информировать испытуемых о всех тех аспектах эксперимента, которые могут так или иначе повлиять на их желание принимать в нем участие. Также, согласно этому принципу, исследователь должен отвечать на любые вопросы испытуемых относительно подробностей эксперимента.

«Этические принципы проведения исследования на человеке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Если же экспериментатор этого не делает или утаивает какую-то часть информации, то это накладывает на него дополнительную ответственность за благополучие, безопасность и достоинство испытуемых.

Еще одним, не менее важным принципом является открытость и честность - это основные аспекты отношений между экспериментатором и испытуемым. Так, если по каким-то методологическим причинам исследователю необходимо прибегнуть к обману, то важной задачей исследователя является объяснение испытуемому, почему это было необходимо, и как отсутствие обмана могло бы повлиять на результаты исследования.

Этические принципы психологических исследований подразумевают, что исследователь объясняет и разъясняет участникам суть исследования, для снижения степени непонимания и ложных трактовок.

Испытуемый имеет полное право прервать или остановить на необходимое ему время эксперимент, и исследователь с уважением и пониманием должен относиться к этому праву. Особенно важно относиться к соблюдению этого права в ситуации, когда исследователь находится в доминирующей позиции, поскольку несоблюдение этого права вновь накладывает на исследователя ответственность за благополучие и безопасность участника эксперимента.

Исследователь обязан оберегать испытуемых от любого вреда, который может быть причинен им в ходе участия в эксперименте: физического и психологического дискомфорта, вредоносных воздействий, опасностей. Особенно этот принцип важно реализовывать, если существует риск получения таких последствий: в таком случае, экспериментатору необходимо проинформировать испытуемого о них, достичь согласия с испытуемым относительно понимания им этих рисков, и принять все те меры, которые способны минимизировать вредоносные воздействия. Если же процедура исследования предполагает возможности нанесения серьезного вреда испытуемым, то она не должна применяться.

Безусловно, важным принципом является еще и то, что вся полученная информация конфиденциальна и используется в общем массиве данных. Если же условия эксперимента складываются так, что какие-то люди могут получить доступ к этой информации, то экспериментатор информирует об этом испытуемых.

Примеры неэтичных экспериментов

Итак, проведение психологического исследования неизбежно связано с участием других людей, и этот факт накладывает определенные обязательства на экспериментатора и его исследовательскую группу, поскольку экспериментальное воздействие - это вторжение в личную жизнь испытуемых.

Тем не менее, пока одни исследователи стараются соблюдать все нормы морали и этики, другие ученые не всегда это делают. Приведем несколько примеров исследований, нарушающих этические принципы:

  1. Эксперимент «Маленький Альберт» - это эксперимент, проведенный в 20-х годах 20 века Дж. Уотсоном и Р. Рейнер по исследованию формирования условного рефлекса у человека. Участником исследования стал девятимесячный ребенок, значащийся в документах как Альберт. Исследуя реакции мальчика Дж. Уотсон отметил, что особенно ему нравятся белые крысы: после нескольких нейтральных демонстраций крыс, их демонстрации сопровождалась ударом молотка по металлу, что в итоге привело к появлению реакций страха и паники у Альберта при виде крыс, когда ударов уже не было. Неэтичность эксперимента заключается в том, что сложно вообще представить, чем могло обернуться для мальчика такое экспериментальное воздействие, которое по факту стало для него детской психологической травмой.
  2. Эксперимент С. Милгрэма - исследование страха подчинения, которое было связано с желанием ученого понять, что подвигало граждан Германии участвовать в жестоких убийствах во времена Третьего рейха. Он хотел узнать, на что способен человек, наделенный безграничной властью. В каждом эксперименте участвовала пара «ученик – учитель», при этом испытуемым он говорил, что пара выбирается случайно, но в реальности участник исследования всегда выступал в роли учителя, а учеником был нанятый актер. Учителя и ученика размещали в смежных комнатах: учитель должен был посылать небольшой заряд тока нажатием кнопки каждый раз, когда ученик давал неверный ответ, и учителю было сказано, что с каждым последующим нажатием удар тока будет все более сильным, при этом нанятый актер умело подтверждал это утверждение криками, хотя тока на самом деле не было. В данном эксперимента также нарушена этическая составляющая по отношению к психическому здоровью испытуемых (учителей), которые испытывали колоссальный стресс и чувство вины, которое неизвестно как могло повлиять на их дальнейшую жизнь.
  3. Стэнфордский тюремный эксперимент - это знаменитый эксперимент, проведенный в 70-х годах 20 века Ф. Зимбардо, суть которого состояла в изучении группового поведения и влияния роли на качества личности. Ф. Зимбардо собрал группу из студентов, которую разделил на заключенных и надзирателей. Длительность исследования должна была составить 2 недели, а бонусом была ежедневная оплата. Эксперимент проводился в подвале факультета психологии, который был оборудован под тюрьму, и образ жизни испытуемых там также воссоздавался тюремный. Рекомендации для надзирателей были - соблюдать порядок и избегать жестокости, однако уже на второй день заключенные восстали против надзирателей, а те начали применять насилие, из-за чего, на 5 день эксперимент по инициативе жены Ф. Зимбардо был досрочно прекращен. Для данного эксперимента характерно прямое нарушение принципа заботы о физическом и психологическом благополучии участников. Также после анализа аудиозаписей эксперимента появились подозрения, что выход ситуации из-под контроля был сповоцирован экспериментатором.
Дата последнего обновления статьи: 01.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot