Психологическая наука — это область знаний, занимающаяся исследованием закономерностей возникновения, развития и функционирования человеческой психики и психической деятельности.
Сущность психологической науки и ее зарождение
Психологическая наука изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психической деятельности групп людей или отдельного человека. Она способна объединять в себе естественно-научный и гуманитарный подход.
Прикладная психология напрямую связана с психотерапией и психиатрией, которая представляет собой отрасль медицины. Ее назначение состоит в распознавании и лечении психических расстройств. Психотерапия же ведает вопросами лечебного воздействия на психику. Воздействие происходит с помощью психики на организм и способствует избавлению от эмоциональных, личностных, социальных проблем.
Психология является одной из самых древних и интересных наук. Психологическое знание сложное и важное для человека. Категория «психология» впервые стала использоваться в европейских текстах в 16 веке. В переводе с древнегреческого языка психологическая наука означает знание о душе.
Первоначально это знание относилось к науке, занимающейся исследованием душевных и психических явлений, которые относились к сознанию. Они представляют собой явления, которые любой индивид легко может обнаружить у себя в процессе самонаблюдения. Уже в начале прошлого века область исследований психологов стала значительно расширяться и включила в себя человеческую деятельность и неосознаваемые психические процессы.
Современные исследования стали выходить за пределы собственно субъективных психических явлений. Тем не менее, по сформировавшейся традиции до настоящего времени за этой наукой сохранилось прежнее название. Данный факт вступает в определенное противоречие с современным действительным предметом психологической науки.
Этапы становления психологической науки рассматриваются с точки зрения определенного парадокса. Он заключается в том, что психология в качестве науки одновременно и древняя, и молодая. Она обладает тысячелетним прошлым, но вся еще находится в будущем.
Первые представления о психике
Первые представления о психике можно отнести к анимизму. Это было древнейшее знание, в соответствии с которым у всего, что существует в мире, есть душа. Душа понимается в то время как сущность, независимая от тела. Она способна одновременно с этим управлять всеми живыми и неживыми предметами.
Материалистическими философами древности (например, Демокритом, Лукрецием и Эпикуром) душа человека рассматривалась в качестве разновидности материи или телесного образования, которые формируется из шаровидных, мелких и подвижных атомов.
Позже философ-идеалист Платон стал рассматривать душу человека как что-то божественное, что отличается от тела. Душа, до того, как попасть в тело человека, существует отдельно в высшем мире. Там, по мнению философа, она занимается познанием идей, представляющих собой вечные и неизменные сущности.
Платон классифицировал душевные явления на следующие составляющие:
- Разум,
- Мужество (в современном понимании – воля),
- Вожделение (в современном понимании —мотивация).
Великим мыслителем Аристотелем, создавшим трактат «О душе», психологическая наука была выделена в качестве своеобразной области знания. Он впервые выдвигает концепцию неразделимости души и живого тела. Проявление души и психики происходит в соответствующих способностях к деятельности, которая может быть питающей, чувствующей, движущей и разумной.
Философ считал первичной познавательной способностью человека ощущение, которое могло принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения способны оставлять след в качестве представлений в виде образов предметов, которые до этого действовали на органы чувств. Он показал, что данные образы объединяются в 3 направлениях (сходство, смежность, контраст).
Этапы становления психологии
В науке условно выделяются четыре основных этапа становления психологической науки:
- 1 этап (4 век до нашей эры — середина 17 века);
- 2 этап (середина 17 века — середина 19 века);
- 3 этап (середина 19 века — середина 20 века);
- 4 этап (середина 20 века — по настоящее время).
На первой стадии психологическую науку рассматривают в качестве знания о душе, наличием которой пытались объяснить совокупность непонятных явлений в человеческой жизни (сновидения, транс, магию, удачу, смерть и др.).
На данной стадии психологию можно считать донаучной, поскольку у нее не было собственных методов исследования. Тогда она использовала философский метод логических рассуждений. В то время произошло формирование исторически первого предмета психологии. Он представлял собой душу как нечто, что отличало живое от неживого, давало возможность движения, ощущения.
На втором этапе психология развивается как наука о сознании. Это происходит по причине развития естественных наук. Тогда ученые назвали способность думать, ощущать, чувствовать и желать сознанием. Основной метод исследования психических явлений того времени представлен наблюдением человека за самим собой и описанием фактов.
Философская дискуссия перестала являться единственным инструментом познания, так как на нет сходят донаучные представления о душе в качестве нематериальной бестелесной субстанции. Тогда начинают подвергаться исследованию феномены сознания, опыта человека с помощью самонаблюдения.
На третьем этапе психологическая наука начинает исследовать в большей степени поведение. Тогда же возникает много разных направлений, для которых был характерен свой язык и принципы. Первоначально направления не могли взаимодействовать, часто существуя в противопоставлении. Данный этап называют чаще всего периодом открытого кризиса в психологии.
На последнем этапе состояние психологии предстало в стадии открытого кризиса. Он продолжается и сегодня, что характеризует разнообразие и конкуренцию парадигм. Важное психологическое направление, возникшее на этом этапе, представлено гештальтпсихологией. Ее последователи выдвигают концепцию целостности образа, свойства которого невозможно свести к сумме свойств элементов.