Этапы проектирования педагогических систем
Педагогическое конструирование – это создание конструкта, т.е. детализация созданного проекта для его использование в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Проектирование педагогических систем является сложной деятельностью с множеством ступеней. Этапы этой деятельности следуют друг за другом и приближают разработку конечного результата.
В проектировании выделяют три этапа - моделироание, проектирование, конструирование. Этап педагогического моделирования связан с разработкой общей идеи создания педагогических систем и путей их достижения.
Проектирование связано с созданием проекта – это дальнейшая разработка уже созданной модели и доведение её до использования в практических целях.
На этапе конструирования происходит дальнейшая детализация и конкретизация проекта. Конструирование является методической задачей.
Одной из форм проектировании является концепция, через которую излагается основная точка зрения и исходные принципы построения педагогических систем. Принцип человеческих приоритетов является главным, поскольку ориентируется на человека.
Все педагогические системы должны подчиняться интересам и возможностям воспитанников. Учитель, проектируя тот или иной проект мысленно должен поставить себя на место ребенка и представить его поведение, возникающие чувства, комфортность.
Принцип саморазвития проектируемых систем предполагает, что они будут динамичными и гибкими, способными к необходимой перестройке, упрощению или усложнению.
В запасе надо иметь ещё несколько проектов, хотя жизнь значительно разнообразнее их.
Недопустимо, чтобы проекты, сценарии, планы, пособия навязывали ученику свою идеологию, ломали его волю, оказывали насильственное влияние.
Дидактическое творчество – это распространенная и доступная деятельность не только педагогу, но и ученику. Здесь очень много разных вариаций и, по сути, оно безгранично.
Кроме дидактического, есть технологическое творчество, касающееся области педагогической технологии и проектирования.
Этот вид педагогического творчества очень сложный и целиком охватывает деятельность педагога и учащихся – это может быть создание интегративного урока, лицеев, колледжей, бригадной формы производственного обучения, информационных технологий обучения и др.
В сфере управления по созданию новых способов планирования, контроля и расстановки сил, связи и взаимодействия учащихся и педагогов, необходимо организаторское творчество.
Оно обеспечивает научную организацию труда и рациональное использование всех факторов, ведущих к цели.
Таким образом, все знания о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса, получили название «технология учебного процесса». Разработка педагогической технологии является процессом педагогического проектирования.
Конструирование педагогического процесса
Важным условием успешного педагогического процесса является его конструирование, включающее анализ, диагностику, прогноз, разработку проекта деятельности.
Конструирование педагогического процесса представляет собой единство технологии конструирования содержания, материальных средств и деятельности.
В каждой из этих технологий учитель последовательно осуществляет аналитическую деятельность, прогностическую и проективно-творческую мыслительную деятельность.
Решение любой педагогической задачи не сможет обойтись без этой триады – анализа, прогноза, проекта.
Очень часто педагоги-стажеры не акцентируют внимание на осмыслении педагогической ситуации, что является одним из парадоксов педагогической деятельности. К сожалению, многие педагоги подменяют собственно педагогические задачи промежуточными и сосредотачивают на них свое внимание – дать систему уроков, провести мероприятие, применить к ученику меры воздействия, что является вторым парадоксом педагогической деятельности.
Анализ исходных данных должен быть направлен на воспитателей, воспитанников и характер сложившихся между ними отношений, а также на содержание образования, средств и условий осуществления педагогического процесса.
Анализ очень тесно связан с учетом множества научных фактов, а также фактов, которые вытекают из планомерного изучения состояния педагогического процесса, учебно-воспитательного коллектива и каждого в отдельности ученика – это основа для педагогического диагноза.
Для практической педагогики диагноз является оценкой общего состояния всего или отдельных компонентов педагогического процесса во время его функционирования.
Диагностика может быть оперативная и долговременная. Основой оперативной диагностики является анализ письменных или устных ответов учащихся, отдельных их поступков, психического состояния, как ученика, так и всего коллектива.
При долговременной диагностике во внимание берутся недостатки и отклонения в учебной деятельности, отклонения в поведении, психическая индивидуальность ученика и коллектива.
Квалифицированный педагогический диагноз необходим, и эта необходимость обязывает учителя владеть методами и специальными методиками изучения личности, его особенностей.
В школах, с хорошо поставленной учебно-воспитательной работой, зарекомендовал себя метод, предложенный Ю.К. Бабанским – «педагогический консилиум».
Следующий этап конструирования образовательного процесса -это прогнозирование, которое сводится к целеполаганию.
Прогнозирование дает возможности обоснованного диагностического задания целей. Диагностичность – это общее требование к разработке целей и задач, стоящих перед воспитанием.
Диагностичность означает однозначное описание целей и способов их выполнения, измерения и оценки. Прогнозирование выступает как процесс получения опережающей информации об объекте, к которым относятся ученик, класс, знания, отношения и др.
Технологии обучения
Данная категория системная и её структурными составляющими являются цели и содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, преподаватель и результат деятельности.
Технология обучения – это организация, управление и контроль процесса обучения.
Все составляющие этого процесса взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Чтобы данная система успешно функционировала, важно все её составляющие тщательно продумать.
Направления обучения сегодня можно охарактеризовать следующими общими положениями:
- опосредованность взаимодействия между учителем и учеником, где выделяются формы контактного и дистанционного обучения с помощью технических средств;
- интуитивизм обучения – принцип сознательности;
- традиционное обучение и теория поэтапного формирования умственных действий, программированное обучение;
- взаимосвязь образования и культуры – по этому основанию обучение может быть разграничено – теория проектного обучения и традиционное обучение;
- связь с будущей деятельностью, где можно выделить контекстное обучение и традиционное обучение внеконтекстного типа;
- способ организации обучения – активные методы и формы обучения и информационное, сообщающее обучение.
Исходя из этих оснований, традиционное обучение определяется как контактное, сообщающее, в основании которого лежит принцип сознательности. Традиционное обучение имеет все предпосылки и условия освоения знаниями. Эффективность реализации знаний обеспечивает множество факторов и, прежде всего, индивидуально-психологические особенности учащихся.
Представители аналитического типа интеллектуальной деятельности, что подтверждается исследованиями, в традиционной форме обучения лучше усваивают иностранный язык по сравнению с игровыми и активными формами.
Сегодня существует проблемное, программированное обучение, обучение по П.Я. Гальперину и Н.Ф. Талызиной – это теория поэтапного формирования умственных действий, алгоритмизация обучения, развивающее обучение по знаково-контекстному типу, проектное обучение.
Современное обучение является многосторонним процессом, который включает разные элементы его направлений. Эта многосторонность дает возможность использовать преимущества того или иного направления обучения.