Эмпатия – часть эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать как свои намерения, желания, мотивацию, так и намерения, желания, мотивацию других людей, а эмпатия – это ключевая эмоциональная способность.
Человек, имеющий развитый эмоциональный интеллект, умеет принимать решения, договариваться с другими людьми, правильно реагировать на какие-либо негативные ситуации.
Отсутствие у человека эмпатии является одной из основных причин нарушения отношений с окружающими. Распознать и понять чувства другого человека можно только в том случае, если есть способность к эмпатии. Отсутствие этой способности является признаком низкого эмоционального интеллекта.
Эмоции легче выразить невербальным способом, т.е. с помощью жестов, мимики, действий и др. Понять то, что не сказал человек, – ключ к пониманию его эмоций, ключ к успешным отношениям.
Специалисты считают, что эмпатия есть у каждого человека, просто ей надо дать возможность проявиться. Первым бессознательным признаком эмпатии в раннем детстве является плачь ребенка. Когда ребенок слышит, как плачет другой малыш, он тут же реагирует и тоже начинает плакать.
Вместе с человеком растет и его Эго, на которое влияют окружающая среда, культура, семья, образование. Человек становится эгоистичнее и до тех пор, пока в мире всё в порядке, ему хорошо. К сожалению, мир устроен так, что человеку все-таки приходится усмирять свой эгоизм и к заботам других относиться как к своим собственным.
Отсутствие эмпатии приводит к нежелательным последствиям – преступности, насилию, террористическим действиям и др. Совершая преступление, человек не чувствует боль другого из-за низкого эмоционального интеллекта. Такой человек не знает и не понимает свои чувства, не может контролировать свои эмоции и выстраивать отношения с другими людьми.
Переживание эмпатических реакций означает идентификацию себя с чувствами другого человека, что значит сопереживать или сочувствовать ему. Проведенные исследования показывают, что чем выше уровень эмпатии, тем лучше способность различать эмоции в лицевой экспрессии, цвете, абстрактных воображениях.
Развитие эмпатических реакций и повышение эмоциональной грамотности связаны между собой и помогают человеку точно определять свои чувства и взаимодействовать с ними. Сопереживать другому человеку означает чувствовать и понимать то, что он хочет сказать. Человеку с высоким уровнем эмпатии больше доверяют, и в любом деле он может рассчитывать на поддержку людей.
Эмоциональный интеллект
Исходя из концепции Мейера, Сэловея, Карузо эмоциональный интеллект представляет собой группу ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.
Рисунок 1. Эмоциональный интеллект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Он рассматривается как часть социального интеллекта, включающего способность наблюдать свои и чужие эмоции, различать их и использовать информацию, которую они дают, для управления мышлением и действиями. На какие-либо события, слова и обстоятельства человек реагирует через эмоции. Если эмоциональный интеллект развит человек реагирует не на действия и эмоции, а на причины, что помогают понимать других людей, правильно воспринимать критику и адекватно реагировать.
Этот термин стал популярным после публикации одноименной книги научного журналиста Д. Гоулмана в 1995 г. По его мнению психическое здоровье, лидерские качества, эффективность работы лучше развиты у людей с развитым эмоциональным интеллектом. Исследования Гоулмана показали, что 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект и, при этом, он в два раза важнее технических знаний и IQ.
Вывод, сделанный Гоулманом, подтверждают исследования, проведенные компанией Egon Zehnder, выяснившие, что люди с развитым эмоциональным интеллектом шансов на успех имеют значительно больше.
Отделить друг от друга коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя и более того, у человека не будет высоким IQ, если не развивать EQ. Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать самооценку, мотивацию, осознанность, адаптивность. Для развития эмоционального интеллекта ключевыми факторами, по мнению В. Шиманской, являются честность и правильная оценка своего поведения.
Если эмпатия дает человеку возможность понимания, то эмоциональный интеллект дает инструменты, чтобы контролировать реальность.
Эмоциональный интеллект является результатом обучения, что отличает его от интеллектуальных способностей, и обучиться ему можно в любой период жизни. Каждый человек может стать обладателем социальных и эмоциональных навыков, совокупность которых и является эмоциональным интеллектом.
Чтобы достигнуть успеха в жизни одних интеллектуальных способностей ещё недостаточно. Если поступить в учебное заведение поможет IQ, то эмоциональный интеллект EQ, поможет справиться со стрессом и эмоциями перед экзаменами.
Большое влияние эмоциональный интеллект оказывает на успеваемость в школе, на работе, помогая сориентироваться в сложной ситуации, помогает руководить и мотивировать других. Влияет он и на физическое здоровье, особенно в стрессовых ситуациях, когда надо управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект оказывает влияние на психологическое здоровье человека, на которое разрушительно действуют стресс и неконтролируемые эмоции, а также на отношения – понимание эмоций и чувств людей, позволяет эффективно общаться и завязывать прочные отношения, как в личной жизни, так и на работе.
Уровни эмоционального интеллекта
Становление эмоционального интеллекта начинается с рождения человека и проходит четыре уровня:
Первый уровень развития заключается в способности выражать эмоции. Со временем формируется умение отличать истинные эмоции от напускных, ложных, например, можно отличить искреннюю улыбку от дежурной;
Второй уровень развития связан с оценкой эмоций. На этом уровне человек может сравнивать эмоции как друг с другом, так и с имеющимися у него понятиями и представлениями;
Третий уровень подразумевает рассуждение над эмоциями и использование их в рассуждении. Данный этап является периодом понимания эмоций, происходит анализ особенностей получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, человек понимает, что источником гнева является несправедливость, за страхом идет облегчение, а злость может оказаться просто стыдом. Человек учится понимать не только специфику эмоций и их происхождение, но и учится понимать динамику человеческих чувств;
Четвертый уровень, на котором происходит управление эмоциями, является самым высоким, потому что это ступень саморегуляции и управления эмоциями других людей. Этот уровень дает знания того, как можно нейтрализовать гнев, умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость.
Специалисты считают, что эмоциональный интеллект с возрастом не связан, хотя вполне логично было бы предположить, что чем старше, тем человек будет эмоционально интеллектуальнее. Если говорить о времени освоения уровней эмоционального интеллекта, то первые три уровня в среднем осваиваются до подросткового возраста, а способности четвертого уровня даже в пожилом возрасте доступны не всем.
Для высокого уровня EQ характерными являются следующие признаки – богатый эмоциональный словарь, интерес к людям, открытость к изменениям и умение отказать, способность отдавать, не ожидая награды, отсутствие стремления к совершенству, наслаждение жизнью и др.
Эмоциональный интеллект включает четыре категории навыков:
- умение общаться, предугадывать, слушать, оправдывать ожидания, вдохновлять, решать конфликты, быть лидером;
- эмпатия, улавливание эмоциональных сигналов участников социальной группы, взаимопонимание с ними;
- знание себя, своих слабых и сильных сторон, знание своих эмоций;
- умение ограничивать негатив, управлять эмоциями, ограничивать разрушительное воздействие отрицательных чувств, умение нести ответственность, выполнять обязанности, строить длительные отношения и адаптироваться к условиям среды.