Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Все предметы / Психология / Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Определение 1

Эмоциональное развитие — это процесс развития (формирования) умений, позволяющих откликаться на явления окружающего мира, контролировать собственные чувства и управлять их проявлениями.

Составляющие эмоционального развития

Для эмоционального развития характерны содержательные характеристики. Они включают:

  • элементы (типы) эмоций,
  • комбинации и функции эмоций,
  • индивидуальную систему эмоциональных значений,
  • системность в виде взаимной связи эмоций между собой и элементами личностной структуры с когнитивной сферой и потребностями.

Эмоциональное развитие индивида непосредственно связано с речью. По этой причине полноценная эмоциональная жизнь может быть лишь при непременном наличии символической языковой системы. С точки зрения семиотического подхода развитие механизмов эмоционального реагирования в детском развитии существует как дифференциация и последовательное усложнение. Этот процесс наглядно демонстрирует единство процессуальных и содержательных составляющих эмоционального развития.

В младенчестве эмоциональное реагирование сопровождается криками и мышечным напряжением (например, при рождении ребенка). Это проявление эмоций отрицательного значения как ответ на начало жизни организма. Позитивное состояние удовлетворенности наблюдается в покое, расслаблении. В завершение первого месяца жизни уже могут появиться соответствующие положительные эмоции (например, улыбка).

Первые три месяца в жизни ребенка преобладают реакции неудовольствия (плач), а также удовлетворения (например, после насыщения). Позднее происходит выработка мимических проявлений, которые имеют не только фиксированную структуру, но и предупреждают выражение готовности к испугу, капризам, настороженности (сочетаются с телесной экспрессией).

Зависимость ребенка от взрослых способствует преломлению его отношения к действительности и самому себе посредством призмы отношений с взрослым человеком, который запускает через подражание механизм дифференцированного реагирования. Из-за подражания взрослым у детей развивается эмоциональная дифференциация в качестве свойства психики. Наряду с этим подражание представляет собой первичную форму идентификации.

Готовые работы на аналогичную тему

Первые стадии эмоционального развития представлены идентификацией мамы и состояния малыша. Этот процесс помогает развивать эмоциональную причастность ребенка к человеческому роду.

Возрастное развитие эмоциональной сферы ребенка

С возрастом механизмы эмоционального реагирования усложняются, что происходит на всех стадиях дошкольного возраста. Это происходит при наличии знаковой ситуации. В дальнейшем для эмоциональных проявлений свойственна дифференциация и схематизация эмоциональных обобщений. Эти особенности исследователи относят к содержательным характеристикам.

Теория преодоления описывает психогенез отдельных эмоций, включая радость, интерес и страдание. Он проясняет искомые содержательные и процессуальные составляющие эмоционального развития в рамках их единства. Например, радость представляет собой сложное чувство. Его появление нельзя объяснить однозначно. Так, эмоциональный подъем в этой эмоции связан, как правило, с прошлым эмоциональным опытом, который в сознании ассоциируется с определенными людьми (событиями).

В рассуждениях некоторых ученых можно проследить идею детерминированности эмоций в качестве процессуальной характеристики эмоционального развития. Например, радость производна от успеха, а неуверенность начинается с непреодолимых барьеров. Как видно, исследователи подразумевает под этим пониманием содержательную сторону эмоционального развития в ходе раскрытия связи эмоций и результатов оценки.

Эмоциональное развитие дошкольника

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте связано, в первую очередь, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Важные изменения в мотивационной сфере заключаются в возникновении общественных мотивов, которые уже не обусловлены достижением узких личных целей. По этой причине начинают интенсивно развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, которые в пред дошкольном возрасте отсутствовали или наблюдались в зачаточном состоянии.

Замечание 1

Эмоциональная сфера меняется при установлении иерархии мотивов. Выявление одного основного мотива, которому подчиняется система других, должно стимулировать устойчивость и глубину переживаний. При этом их можно отнести не к ближайшим (сиюминутным), а к относительно далеким результатам деятельности.

Эмоциональные переживания в дошкольном возрасте вызваны не непосредственно воспринимаемым фактором, а глубоким внутренним смыслом, приобретаемым этим фактом при появлении ведущего мотива деятельности ребенка. У дошкольников развивается эмоциональное предвосхищение, заставляющее их переживать в отношении возможных результатов деятельности.

Значение эмоций в деятельности ребенка меняется в дошкольный период существенно. Если раньше дети могли испытывать радость от получения желаемого результата, то теперь они уже радуются по той причине, что просто результат получают. Если ранее они выполняли нравственную норму для зарабатывания положительной оценки, то теперь они ее выполняют и предвидят, каким образом обрадуются другие люди их поступку.

Таким образом, с одной стороны, эмоциональное развитие происходит через формирование новых мотивов и их соподчинение, а с другой — данное соподчинение обеспечено эмоциональным предвосхищением. Изменения в эмоциональной области связаны с развитием мотивационной и познавательной сферы. Включение речевой составляющей в эмоциональные процессы должно обеспечивать интеллектуализацию. Тогда эмоции становятся более обобщенными и начинают осознаваться.

Первую попытку сдержать свои эмоции (внешние проявления чувств) можно заметить у ребенка в 3 года (например, малыш пытается сдержать слезы, но ему это плохо удается). Старшие дошкольники уже начинают управлять выражением эмоций и воздействуют на себя словами.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис