Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями

Определение 1

Дети с ограниченными возможностями (с ОВЗ) — это дети, у которых развитие психики и эмоций, идет не так, как обычно. Таким детям очень непросто социализироваться, им приходится прикладывать существенные усилия для того, чтобы стать частью общества.

Особенности детей с ОВЗ

При работе психологов и педагогов с детьми с ОВЗ самая большая трудность представлена необходимостью доказать самим родителям, что их ребенок способен на многое. Еще одна проблема представлена увеличением рождаемости детей с разными видами отклонений. Современная система методов ориентирована на психологическое и эмоциональное развитие, давая возможность детям с ОВЗ приспособиться к нормальной жизни.

Для ребенка с ограниченным возможностями специалисты разработали развивающие уроки и специальные школы. Некоторым могут помочь сложные методики общения (например, для ребенка с комплексными дефектами). Для детей с ОВЗ крайне важным является эмоциональное развитие. Эта сфера ведет к преодолению врожденных проблем.

Важность эмоционального развития психики и эмоций является актуальной не только для человека с ограниченными возможностями. Дети с ОВЗ представляют в этом смысле наиболее уязвимую группу. Для каждого из них это важная стадия развития, поскольку без эмоций нельзя представить жизнь, наполненную красками.

В первые годы жизни люди переживают весь эмоциональный спектр, начиная с безусловной любви к родителям, и заканчивая чувством гнева и агрессии. Ребенка важно научить справляться с эмоциями, подвергать их контролю. Для этой цели необходимы социальные контакты и получение обратной связи со стороны общества.

Развитие эмоций детей с ОВЗ

Эмоциональное развитие напрямую оказывает воздействие на формирование личности и социального «я» малышей. От родителей, в первую очередь, будет зависеть возможность реализовать данные потребности. Для маленьких детей особенно важно получать эмоциональные отклики, что способствует познанию окружающего мира и, что самое важное, самих себя. Помочь своему ребенку — важнейшая задача родителей, поскольку развитие эмоций у детей с патологиями не может проходить естественным путем.

«Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Трудности могут начаться, когда родителям сообщили о патологиях и проблемах развития. Данный факт, к сожалению, многие воспринимают как приговор, даже когда речь идет о небольшом нарушении. Некоторыми врачами страхи подкрепляются. Они говорят родителям о том, какой страшный труд представляет собой воспитание таких малышей.

На самом деле дети с ОВЗ требуют максимального внимания и особенного ухода. Им необходимо обеспечить возможность нормального развития, что является не простой, но вполне осуществимой задачей.

В рамках лечения и профилактики ребенок с ОВЗ нуждается в особенных методах работы. Его психическое развитие не способно проходить по тому же простому пути, как у детей без патологий. Ребенок с дефектами лишен одного (или даже сразу нескольких) видов восприятия мира, включая:

  • слух;
  • зрение;
  • речь;
  • возможность передвигаться.

У некоторых детей могут быть определены дефекты умственного развития, особенностей психики. В любом случае сегодня для такого ребенка предусмотрено большое число возможностей. Специалисты должны информировать родителей о них, а не рассказывать только лишь о сложностях.

Замечание 1

Благодаря методам эмоционального и психического развития, которые предлагает современная наука, дети с ОВЗ получают реальные перспективы для жизни, общения и работы в будущем.

Часто даже из-за самых незначительных дефектов родители могут опустить руки. При частичном снижении слуха или даже глухоте на одно ухо у ребенка нельзя говорить о том, что у него не может быть нормальной жизни. Это же можно отнести к частичной потере зрения или серьезным речевым проблемам. Многие такие дефекты поддаются лечению, а часть из них даже практически устраняется.

Барьером для правильного эмоционального развития в большинстве ситуация является именно отношение родителей к малышу. Его с раннего детства приучили к ущербности и невозможности вести нормальный образ жизни. Все это абсолютно неправильно, ведь есть масса примеров, когда дети с частично ограниченными возможностями (например, потеря зрения, слуха, речи) успешно социализируются, учатся и работают впоследствии.

Особенности развития детей с разными нарушениями

Нарушение слуха, в первую очередь, повлияет на развитие речи. Большая часть детей с таким нарушением сразу выделяется в группе других детей. Для них с самого раннего возраста характерны действия, обладающие ситуационным характером. У детей нет слуха, а значит, реагировать на все события они просто не могут.

Если ребенок рождается с полной потерей слуха, то данный дефект не особо влияет на эмоциональное развитие. Такие дети имеют возможность видеть, трогать, пробовать на вкус. Они сразу приучаются изучать мир именно с помощью этих каналов восприятия. Малыш открыто и положительно проявляет реакцию на появление матери, запоминая ее лицо, хорошо ориентируется в мимике и жестах.

К сожалению, для таких детей восприятие устной речи невозможно. Их собственная речь обладает малой эмоциональностью или вообще лишена эмоций. Все это еще не означает, что малыш не способен испытывать радость, грусть, перепады настроения.

У детей с ограниченными возможностями в зрительной сфере можно отметить серьезные нарушения в эмоциональной сфере. Это связано с тем, что большинство эмоциональных реакций осуществляется с помощью зрения. Грудной ребенок способен радоваться при виде родителей, услышав их голос.

Люди с детства привязывают голос к зрительному образу. Очень тяжело поддается развитию психика и эмоциональные реакции детей, которые с самого начала лишены возможности видеть. Для таких малышей мир существует как бы в другом измерении. Он использует только тактильные, слуховые и вкусовые ощущения.

Дети с рассматриваемыми нарушениями очень часто подвержены стрессам и депрессиям. Для человека, не видящего с рождения, основная жизнь — внутреннего характера. Он больше размышляет, находится в постоянном диалоге с самим собой, что ограничивает их от общения с другими людьми.

Для родителей очень важно отслеживать взаимодействие ребенка с окружающим миром. Им придется столкнуться со сложностями в его адаптации. Слепому человеку в любом случае необходима помощь, его нельзя оставить одного в неизвестном, чужом месте. Малыш с нарушением зрения должен чувствовать постоянное присутствие знакомых людей поблизости.

Дата последнего обновления статьи: 06.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot