Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоционально-личностные особенности беременных женщин в процессе беременности и подготовки к родам

Все предметы / Психология / Эмоционально-личностные особенности беременных женщин в процессе беременности и подготовки к родам
Определение 1

Беременность — это физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки. В его результате происходит формирование плода, который в последующем способен к внеутробному существованию.

Понятие и особенности эмоциональной сферы личности

Система чувств и типичные эмоциональные состояния формируются в течение жизни и представляют собой эмоционально личностную сторону (эмоциональную сферу личности). В числе всего многообразия личных эмоциональных проявлений отдельно выделяют эмоциональные особенности и эмоциональные свойства, присущие для каждой личности.

Основные различия в эмоционально-личностной сфере связаны с различием в содержании человеческих чувств (например, с тем, на какие объекты они направлены, какое отношение способны выражать). В человеческих чувствах в форме непосредственного переживания могут проявляться установки (мировоззрение, идеология, отношение к миру и окружающим людям).

Типичные различия эмоционально-личностных особенностей выражаются с помощью нескольких составляющих:

  • Сильная или слабая эмоциональная возбудимость;
  • Большая или меньшая эмоциональная устойчивость;
  • Сила и интенсивность чувств;
  • Глубина чувств.

На субъективном уровне кризис первой беременности, как правило, сопровождается негативными эмоциональными состояниями, включая раздражительность, эмоциональную неустойчивость, особую чувствительность к стрессовым факторам, неясность перспективы в жизни, чувство одиночества.

Во время беременности и подготовки к родам женщины сталкиваются с кризисом, хотя многие из них пытаются не замечать, как меняется жизненная ситуация. Часть женщин начинают чувствовать себя несчастными, испытывают депрессию и разочарование.

Будущие матери, которые игнорируют трудности и преувеличивают позитивные чувства во время беременности, в дальнейшем не верят в себя как в мать. У многих происходит ухудшение супружеских отношений, труднее протекают роды.

Особенности эмоциональной сферы беременной женщины

Готовые работы на аналогичную тему

Изменение в эмоционально-личностной сфере женщины связано с работой эволюционно выработанных биологических механизмов. В этом процессе формируется материнское отношение к ребенку (привязанность). Важную роль в развитии привязанности играет «парацептивный» опыт, который связан с ощущением движения плода и вызывает новое чувство родства с собственным ребенком.

На психологическом уровне изменений происходит проявление так называемого синдрома беременности. Он представляет собой новое психогенное состояние, которое ограничивается некоторым периодом времени. Это время начинается не в момент зачатия, а тогда, когда женщина начинает осознавать свое новое положение.

С эмоциональной точки зрения синдром беременности женщины переживают на бессознательном уровне. Он обладает определенными временными границами и предполагает проявление нескольких симптомов (аффект осознания себя в качестве беременной женщины, рефлексивное принятие своего нового образа, включая признание физиологических изменений в собственном организме).

Изменения в эмоционально-личностной сфере обладают интенсивным характером в начале беременности. По этой причине необходимо некоторое время для адаптации к ним. Эмоциональные переживания первого периода включают физиологические проявления, выражающиеся тошнотой, рвотой, головокружением, головными болями и нарушением аппетита.

Отдельно стоит обратить внимание на симптом эмоциональной лабильности, присущий для всего периода беременности. Он подразумевает эмоциональную дезадаптивность, проявляющуюся в колебаниях фона настроения. У части будущих матерей растет пассивность вместе с ростом ощущения высшей удовлетворенности и наслаждения. У некоторых в этот период может наступить легкая депрессия, усиление физической активности.

С того времени, как женщина осознает и внутренне принимает себя беременной, у нее можно обнаружить симптом противоречивого отношения. В этот период наблюдаются характерные колебания настроения, появление тревоги с переплетением радости, оптимизма, надежды и настороженным ожиданием.

Часто проявляются опасения и страхи, которые связаны с предстоящими родами. Иногда это состояние доходит до паники (выдержу ли я роды). Женщина не уверена в своих способностях родить и стать полноценной мамой своему ребенку, испытывает страх за здоровье малыша, обеспокоена ухудшением материального положения в семье. Она боится возможного ущемления личной свободы, переживает свою телесную метаморфозу и связанную с этим сексуальную непривлекательность.

По результатам исследований ученые выявили достоверные различия в области показателей ситуативной и личностной тревожности. Так, у будущих матерей, которые посещают курсы по подготовке к родам, как правило, преобладает высокая степень ситуативной тревоги и личностной тревожности. Для женщин, не посещающих занятия, в большей степени характерна ситуативная тревога.

Более высокий уровень тревожности у беременных женщин, проходящих курсы по подготовке к родам, связывают с их самочувствием и отношением к беременности. Чаще всего они описывают свое самочувствие с меньшим позитивом. Настроение у них также более снижено, если сравнивать с женщинами, не посещающими курсы для будущих мам.

Женщины, проходящие подготовку к родам, описывают свое состояние с точки зрения желания действовать, взволнованности, увлеченности и возбужденности. Они показывают более негативное настроение и болезненное самочувствие. Тем не менее, для таких будущих рожениц присуща более активная позиция, которая и обусловила их активный поиск помощи в виде курсов.

Анализируя показатели активности, ученые отметили, что они, скорее всего, являются результатом высокой тревожности. Она приводит к некоторой возбужденности, лихорадочности эмоционального состояния.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис