Эмоции и чувства отражают прямое переживание восприятия человеком реальности. Чувствам сопутствуют различные виды деятельности и поведение человека в жизни.
Маленький ребенок находится во власти эмоциональных проявлений, так как он не умеет управлять ими. Эмоции быстро появляются и быстро пропадают.
Задачи эмоционального развития дошкольников
Главными задачами развития эмоциональной сферы являются:
- формирование навыка управлять собственными чувствами и способами поведения. Таким образом в чувственной сфере появляется рациональность, осмысленность, при этом ребенок обучается нормам морали и правилам поведения;
- проявление чувственной сферы связано с динамикой и содержанием эмоций. При формировании устойчивости эмоций возникает большая глубина и появляются высокие чувства, к которым относится мораль, эстетика, любознательность;
- обучение восприятию не только своих чувств, но и чувств других людей. Ребенок начинает распознавать эмоции через мимические жесты или позы;
- описание базовых эмоций и отличие их от второстепенных чувственных проявлений. Дети могут сопереживать книжным героям, живется в роли различных эмоциональных состояний. Воспитанию гармоничного проявления эмоций содействует все многообразие деятельности ребенка и его взаимодействие с окружающими взрослыми людьми.
- На эмоциональную сферу оказывает влияние познавательная сфера ребенка и его интеллектуальное развитие.
- Активное развитие любознательных качества в ребенке способствует формированию эмоций, связанных с удивлением и радостью открытий. Чувство эстетики развивается благодаря творческой деятельности ребенка.
Факторы эмоционального развития дошкольников
Основными факторами развития дошкольника служат:
- Познание социальных эмоций, связанных с чувством долга и моралью;
- благодаря устной речи эмоции приобретают сознательные качества;
- эмоциональная сфера проявляет общее психологическое состояние ребенка и его физическое самочувствие;
Ребёнок в период дошкольного возраста очень эмоционален, чувства могут властвовать в его жизни, эмоционально окрашивая его проявления. Одним из самых сильных источников переживания служат его отношения с окружающими людьми. Поведение ребенка определяется потребностью в позитивных и приятных эмоциях, идущих от людей. Такая потребность порождает множество сложных чувств, связанных с любовью, ревностью, сочувствием, завистью и тому подобными.
Если близкие люди проявляют любовь к ребенку и хорошее отношение к нему, тогда он ощущает эмоциональный достаток, чувство уверенности в себе и защищенности. Происходит формирование жизнерадостных качеств и благополучие физического и психического мировосприятия ребенка. Благоприятная эмоциональная атмосфера формирует развитие индивидуальных качеств, выработку позитивного отношения к жизни, к людям и к происходящим ситуациям. Именно при взаимных положительных чувствах ребенок перенимает подобные эмоциональные проявления.
Чувства могут либо способствовать процессу развития ребенка либо тормозить его. Если ребенок находится в нейтральном состоянии, тогда он может реагировать на предметы сознательно. При появлении эмоциональной окраски в процессе восприятия у ребенка появляется сильная эмоция и происходит фиксация чувственного плана.
Важным фактором, определяющим эмоциональность человека является степень проявления чувств в данном процессе. Чувственные проявления ускоряют решение легких задач и задерживают более сложные задачи.
Обычно приятные эмоции, которые связаны с успехом повышают эффективность, а неприятные эмоции, которые связаны с провалом и неудачей замедляют процесс.