Под агрессивным поведением личности понимается мотивированное деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, физический ущерб людям (состояние напряженности, подавленности, страха, отрицательные переживания, дискомфорт, депрессию).
Подходы к классификации агрессивного поведения
Выделяют несколько подходов к классификации агрессивных форм поведения. Э. Фромм называет следующие виды агрессии:
- доброкачественная, которая представляет собой ответную реакцию личности на негативную или угрожающую ситуацию. Подобная форма поведения выступает защитной, адаптационной реакцией, своеобразным механизм выживания, формирования активности, способствующим стабилизации либо оптимизации окружающей социально-природной среды;
- злокачественная, которая интерпретируется исключительно как негативное проявление деятельности личности.
Факторы возникновения агрессивного поведения
В качестве основных социально-психологических факторов, обуславливающих возникновение и развитие агрессивных форм поведения, можно назвать микрофакторы (влияние семьи), мезофакторы (влияние детского, подросткового коллектива), макрофакторы (влияние социальной обстановки), личностные особенности индивидуума.
Семья оказывает огромное влияние как на формирование агрессивных моделей поведения, так и их последующее закрепление. Агрессия может стать результатом психологической травмы, вызванной отсутствием понимания со стороны родителей, резкой, грубой критикой в адрес ребёнка, запугиванием, оскорблениями.
В рамках детского коллектива ребенок в игровой деятельности усваивает разнообразные модели и формы поведения, включая агрессивные.
Огромное влияние на развитие возможных форм агрессивного поведения оказывает социальное окружение, средства массовой информации, демонстрирующие сцены насилия.
Особенности проявления агрессивного поведения у подростков
Глубокие онтологические изменения, социальные кризисные процессы крайне негативно влияют на психику детей и подростков, порождая напряженность, тревожность, озлобленность и жестокость. В подростковом возрасте развитие агрессии стимулируется недостаточным жизненным опытом, а также формирующимся чувством зрелости, реакции эмансипации.
Указанное чувство зрелости выступает главным новообразованием младшего подросткового возраста, что зачастую приводит к плохой адаптации к существующим порядкам и нормам, непереносимости критики со стороны взрослых, гипертрофированному формированию личности в целом.
Чувство зрелости сопровождается ростом интереса к своему внутреннему миру, постепенному усложнению и углублению самосознания. В основе нового самоощущения – необходимость осознанно относиться к собственным потребностям, мотивам, влечениям, переживаниям. Субъективный образ «Я» складывается в данном возрасте преимущественно под влиянием окружающих. И негативное оценивание личности окружающими, отсутствие возможностей удовлетворения потребностей в самопознании, самопонимании может привести к развитию агрессивных форм поведения. Выступая одной из форм подростковой активности, агрессивные реакции могут выступать одним из способов самореализации, самоутверждения личности.
В процессе взросления ребенок оказывается в ситуации необходимости выбора приемлемых способов реализации социально-психологической адаптации. В случае отсутствия понимания со стороны окружающих, отсутствия гармоничных отношений с окружающей средой, подросток может прибегнуть к агрессивным реакциям, позволяющим добиться краткосрочного успеха.
Таким образом, проблема развития агрессивных форм поведения в подростковом возрасте обусловлена рядом психологических и социальных факторов, снижение негативного влияния которых позволит существенно снизить риск формирования антисоциальных поведенческих стратегий.