Диагностика познавательных процессов дошкольников с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате которого оно соответствует показателям младшего возраста.
Данную проблему рассматривает психодиагностика – направление практической психологии, изучающее особенности применения диагностических методик для определения уровней познавательного, эмоционального, личностного развития ребенка.
У детей с ЗПР отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелая мотивация учебной деятельности. Прием и переработка информации у таких детей имеет сниженную способность, они имеют ограниченные представления об окружающем мире, недостаточную сформированность умственных операций, отставание в речевом развитии.
Диагностическая работа с детьми с задержкой психического развития имеет свою цель, которая заключается в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик.
Специалисты в этой области Н.Я. Семаго и М.М. Семаго предлагают технологию психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием. Эта технология включает сбор психологического анамнеза и психологическое обследование, интерпретацию результатов и психологическое заключение.
Проходит психологическое обследование поэтапно:
- началом обследования является беседа для установления контакта с ребенком, определение информированности ребенка;
- исследование восприятия ребенка;
- исследование его внимания;
- исследование зрительной памяти;
- исследование уровня схематического мышления, способности к сравнению, обобщению, классификации;
- исследование речевой деятельности, звуковой и смысловой её сторон;
- исследование эмоционально-волевой сферы и её особенностей;
- общие выводы и психолого-педагогические рекомендации.
Выводы, сделанные на основании этого исследования, заносятся в карту психологического обследования ребенка.
Специалисты считают, что больший эффект психологического обследования ребенка с ЗПР, можно получить в ходе разных видов деятельности, по результатам наблюдения за ними на занятиях, а также в их свободной деятельности.
Методики диагностики дошкольников с ЗПР
Познавательное развитие дошкольников с ЗПР можно диагностировать с помощью тестов: по методике С. Лиепинь – устойчивость, распределение и переключение внимания, по методике Когана – схематическое мышление, логичность мышления – тесты «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение».
Произвольность диагностируется тестом – «Запрещенные слова». Диагностика речевого развития – по методике Эббингауза и ассоциативного эксперимента.
Цель методики С. Лиепинь заключается в изучении устойчивости, распределения и переключения внимания. Для этого ребенку предлагается бланк, на котором изображены три вида знакомых предметов – грибы, мячи, ели, расположенные по восемь в каждом ряду.
Насколько внимание ребенка устойчиво оценивается по выполнению задания, в котором нужно зачеркнуть все мячи. Распределение и переключение внимания оценивается по елям, вычеркнутым красным карандашом, а мячи вычеркиваются синим карандашом. Результат ниже 50% соответствует низкому уровню развития внимания, а это уже может быть свидетельством о наличии у ребенка ЗПР.
Внимание детей с ЗПР очень неустойчиво, без игровой мотивации они неспособны к его концентрации и длительному напряжению.
Для исследования схематического мышления используется тест Когана. Стимульный материал этого теста представлен таблицами, на которых изображены геометрические фигуры и образцы разного цвета, и отдельные карточки с теми же фигурами и цветом.
Ребенок тестируется в два этапа. Сначала надо разложить карточки по цвету или по форме. Затем разложить карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку. Если результат задания выполнен ниже 50% , то это соответствует низкому уровню развития схематического мышления и является свидетельством наличия у ребенка ЗПР.
Дети с ЗПР не способны к целостному восприятию и испытывают затруднения с классификацией фигур. Цель классификации – исследовать логичность мышления. Стимульный материал состоит из 16 карточек, на которых изображены животные, мебель, фрукты, овощи. Задача ребенка – разложить карточки на четыре группы. Картинки каждой группы должны подходить друг к другу, чтобы их можно было бы назвать «одним словом». Низкий уровень развития логичности мышления будет ниже 50% от выполненного задания, а это говорит о наличии ЗПР. Объяснить свои действия и ответы дети с ЗПР не могут.
Тест «Сравнение» тоже применяется для исследования логичности мышления. Стимульный материал представляют пять пар слов, которые ребенку надо сравнить и назвать их похожесть и различие. Слова следующие: бабочки-ласточки, яблони-березы, лисы-собаки, цветы-деревья, рыбы-птицы. Результат ниже 50% свидетельствует о наличии ЗПР, потому что соответствует низкому уровню развития логичности мышления.
Тест «Запрещенные слова» применяется для того, чтобы оценить сформированность произвольности и уровень развития речи. Ребенку предлагается игра, в которой он должен ответить на задаваемые вопросы. В игре есть условие, не произносить слова «да» и «нет», а также нельзя называть цвет. Здесь тоже результат выполнения задания ниже 50% говорит о низком уровне произвольности и является свидетельством наличия ЗПР.
Элемент произвольности у большинства детей проявляется слабо, словарный запас небольшой, они не умеют соотносить свои действия с правилами и используют для ответов слова из вопросов. Например, вода мокрая? – мокрая, летом трава какая? – летняя, снег черный? – черный.
Целью теста «Обобщение понятий» является исследование логичности мышления, а в стимульном материале находится набор близких понятий. Дети получают задание на обобщение – десять рядов конкретных понятий назвать одним словом, например:
- шкафы, кровати, стулья;
- куртки, футболки, брюки;
- вороны, голуби, утки;
- смородина, клубника, малина;
- моряки, летчики, артиллеристы и др.
Низкому уровню развития логичности мышления будет соответствовать результат ниже 50%, что может свидетельствовать о наличии у ребенка ЗПР.
Классификация ЗПР у дошкольников
Для того чтобы систематизировать нарушения в организме человека, применяют классификацию детского дефектолога и психиатра К.С. Лебединской.
Задержку психического развития у детей она делит на 4 вида:
- соматогенную,
- конституционную,
- церебрально-органическую,
- психогенную.
Соматогенная форма нарушений может быть вызвана чрезмерной опекой родителей, которые не дают ребенку проявить самостоятельность и вторая причина – это длительные и частые болезни ребенка, замедляющие развитие психики.
Второй вид ЗПР – конституционный, обусловленный наследственностью. Конституционная форма проявляется недоразвитием эмоционально-волевого фона и без помощи взрослых ребенок не может принять самостоятельных решений. Эмоции ребенка бурные и быстро сменяющиеся. Ребенок с данной формой нарушений особого стремления к школьному познанию и обучению не проявляет и предпочитает игровую деятельность.
Что касается церебрально-органической формы ЗПР, то она является наиболее распространенной, а её прогноз негативный. Нарушения в этом случае вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка. Причины этих поражений могут быть связаны с патологией вынашивания, родовыми травмами, недоношенностью ребенка, нейроинфекциями. У детей отмечается присутствие ММД – это минимальная мозговая дисфункция. Такой ребенок, как правило, имеет бедное воображение с отсутствием эмоциональности.
Психогенный вид ЗПР связан с социальным неблагополучием семьи – домашняя агрессия или насилие, отсутствие всякого воспитания и ребенок предоставлен сам себе. Уровень знаний об окружающем мире у таких детей находится на очень низком уровне. Дети могут быть обучаемы с помощью педагогов.