Диагностика эмоциональных нарушений — это процедура, которая осуществляется на трех уровнях: адаптивно-мобилизующем (определяются изменения параметров состояния на уровне физиологии), поведенческо-экспрессивном (отслеживается внешнее выражение состояния) и субъективно-оценочном (дается субъективная оценка состояния на основании собственного восприятия и анализа).
Диагностика эмоциональных нарушений у детей
Диагностика эмоциональных состояний школьников предполагает использование специализированных и валидных методов и методик. Для этого важно соблюдать определённые требования, учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся. Теория психологии содержит информацию о большом количестве методик, которые имеют различное содержание и оформление.
Методики диагностики эмоциональных нарушений концентрируются на том, чтобы выявить те или иные аспекты эмоционального состояния детей дошкольного и школьного возраста.
Для диагностики эмоциональных состояний и нарушений у дошкольников и школьников исследователи используют разные авторские методики. Их разработка происходит на основе известных тестов, которые широко распространены в психологической практике (например, тематический апперцептивный тест, тест Люшера и др.).
В качестве традиционных методов исследования эмоциональных нарушений у детей и взрослых выступают:
- Наблюдение,
- Опросники,
- Анкетирование.
Для детей, как правило, используются игровые и цветовые инструменты диагностики. Процедура исследования вызывает интерес у испытуемых, предоставляя возможность для естественного поведения и проявления эмоциональных состояний. Ребенок может также самостоятельно выбрать игровые действия.
Методики диагностики нарушений эмоциональной сферы
Для диагностики эмоциональных нарушений психологи проводят диагностику состояния, которое обладает внешней стороной выражения (например, вербальные и невербальные знаки), внутренним планом содержания (осознание, понимание личностью собственного состояния) и физиологической основой (изменение состояния организма).
В зависимости от этого диагностика осуществляется с трех позиций:
- Исследование осознаваемых составляющих эмоционального состояния, которые выражены через субъективные переживания;
- Исследование выразительных аспектов состояния, которые проявляются в продуктах деятельности, поведении, речи и пантомимике;
- Анализ неосознаваемых проявлений, которые отражаются благодаря вегетативным изменениям организма.
Методики диагностики положительных и отрицательных эмоциональных состояний детей младшего возраста, в основном, характеризуются использованием игровой, продуктивной и изобразительной деятельности, пиктограмм, картинок, сказок. Полную и достоверную информацию о специфике эмоциональных нарушений людей различного возраста получают путём применения ряда методик. Показатели рисуночных проективных тестов необходимо при этом рассматривать в качестве вероятностных результатов. Их можно использовать только совместно с данными других методов (например, наблюдение, экспертные оценки).
Наблюдение представляет собой самый популярный и простой классический методом. Его берут за основу психологических исследований в качестве дополнительной методики диагностики. Тем не менее, это не снижает его ценности и значения.
Целенаправленное отслеживание специфики и изменения эмоциональных состояний осуществляется в ходе осуществления различных видов деятельности. На основе наблюдения психологи-экспериментаторы могут составить различные шкалы, занося результаты в соответствующие карты оценки состояния. Наблюдение чаще всего применяется наряду с методом экспертной оценки.
Существует так называемая шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения, которая помогает выявить те или иных эмоциональные нарушения. Шкала включает признаки эмоционального состояния, которые группируются по разделам (мимика, поведение, движения, речь, вегетативные сдвиги). В каждой группе признаков происходит выстраивание шкалы оценок в соответствии с принципом нарастания внешних проявлений эмоционального возбуждения.
Результат наблюдения и шкалирования заносят в специальный протокол, в котором фиксируются оценки внешних проявлений эмоциональных нарушений. Он предполагает условную оценку признаков внешнего характера с определением уровня эмоционального возбуждения (оптимальным, чрезмерным, недостаточным).
Зарубежными психологами была разработана методика определения степени эмоционального реагирования человека на ситуации. Они предложили наблюдать и оценивать по 5-баллной шкале степень эмоционального реагирования детей на разные социальные ситуации (конфликты, лишение чего-либо, удивление и др.). Методика дает возможность выявить неблагоприятные эмоциональные состояния, которые отражают наличие или предпосылки к эмоциональным нарушениям.
С эмоциональной сферой людей напрямую связаны цветовые ощущения. Так, для конкретного эмоционального состояния присущи определённые цветовые предпочтения. Цветовые ассоциации выражают существенные аспекты невербального отношения к людям и самому себе. Использование проективных рисуночных и цветовых методов часто берется за основу исследования эмоционального состояния или нарушений детей младшего возраста. Это очень удобно, поскольку ребенок, как правило, не способен адекватно выразить своё эмоциональное состояние вербально.
Методы диагностики эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного, младшего школьного и школьного возраста, имеют отношение к самооценке. В число таких методик можно включить методику «Лесенка», методику «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» и методику «Градусник».