Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой учебной деятельности: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др. Далее рассмотрим понятие учебной деятельности, сущность учебной деятельности и ее результат, компоненты учебной деятельности.
Понятие учебной деятельности
Учебная деятельность может отождествляться с процессом учения, однако это не совсем верно. По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Также учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами.
Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному развитию и вращиванию культурного опыта.
Сущность учебной деятельности и ее результат
Учение и обучение тесно связаны и составляют двусторонний процесс, который заключается в:
-
Передаче знаний,
-
Усвоении знаний.
Выделим основные характеристики учебной деятельности:
-
Учебная деятельность направлена на овладение знаний посредством решения учебных задач.
-
Учебная деятельность направлена на усвоение общих способов учебных действий.
-
Учебная деятельность стоится от общего к частному.
-
Учебная деятельность способна изменить психические свойства личности ребенка и вывести их на более высокую ступень.
Цель учебной деятельности состоит в приобретении учеником знаний. Если же ребенок не имеет потребности в знаниях, то данная деятельность для него бессмысленна, только если он не преследует другую цель, например, для получения какой-либо профессии. Так, учебная деятельность может быть разной по смыслу в зависимости от субъекта учения:
-
Учебная деятельность может удовлетворять познавательную потребность.
-
Учебная деятельность может удовлетворять другие потребности (внешние социальные мотивы).
Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика. Продукт учебной деятельности – это актуальное структурированное знание, которое лежит в основе умения решать задачи различных областей наук и практики, требующие его применения, а также внутренние новообразования в психике и поведении в ценностном, смысловом и мотивационном планах. Продукты учебной деятельности в виде основной органичной части входят в индивидуальный опыт обучающегося. Дальнейшая деятельность человека, его успешность в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми зависит от структурной организации индивидуального опыта, его прочности, глубины, системности.
Главным продуктом учебной деятельности является формирование у обучающегося теоретического сознания и мышления. Результат учебной деятельности. В результате учебного процесса происходит овладение определенными навыками, умениями и знаниями. Одним из важнейших результатов учебной деятельности является научение ребенка учиться самостоятельно.
Компоненты учебной деятельности
Наиболее общим образом компоненты учебной деятельности отражены на рисунке 1.
- Мотивация. В учебной деятельности выделяют несколько групп мотивов, но «истинными» мотивами являются только учебно-познавательные мотивы.
• Внешние мотивы (долг, избегание неудач и др.),
• Познавательные мотивы.
-
Учебная задача. Учебной задачей является такая задача, которая заключает в себе то, что необходимо усвоить ученику. Также учебная задача включает в себе группу заданий, которые направлена на усвоение какого-либо общего способа действий. Она связана с выполнением какой-либо практической деятельности. При решение учебной задачи субъект изменяет объект своего воздействия, который и является результатом учебной деятельности. Так, особенность учебной задачи состоит в изменении первоначального объекта.
-
Учебные операции. Если учебная задача содержит в себе все то, что помогло бы усвоению общих способов действий, то учебные операции как раз – это то, с помощью чего происходит практическое усвоение того или иного заложенного в задачу способа действия. Выделяют общие и специфические учебные операции:
- Общие:
a) Сравнение,
b) Анализ,
c) Классификация,
d) Планирование.
- Специфические (всегда связаны с учебным предметом).
По структуре учебные операции разделяют на:
- Навыки,
- Умения.
По характеру познавательной деятельности:
- Перцептивные,
- Мнемические,
- Мыслительные.
По функциональным аспектам:
- Планирующие,
- Контролирующие,
- Исполнительские,
- Оценочные.
-
Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности.
-
Оценка и самооценка. ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано.
Рисунок 1. Учебная деятельность