Дефицитарное психическое развитие
Дефицитарное развитие – это тип развития индивида, который напрямую связан с первичным дефицитом некоторых систем организма, например, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психики.
Под дефицитарными нарушениями понимают дефицит, снижение, обеднение психических процессов отдельных индивидов в процессе развития, например: адинамию, аспонтанность, алекситимию, аутизм и т.д., т.е. какое-либо отклонение от статистических и функциональных норм.
Если рассматривать дефицитарные психические нарушения в качестве отклонений от статической нормы, то под такие наращениями подразумеваются психические процессы, величина параметров которых находятся ниже среднестатического значения. Таким образом, дефицитраные нарушения в психике человека представляют собой некоторое отклонение от идеальной нормы, т.е. отсутствие психического совершенства.
Под идеальными нормами в данном случае понимают определенное состояние совершенства, которое базируется на некоторых объективных стандартах. В качестве одного из примера идеальной нормы можно рассматривать личность, которая полноценно выполняет принятые обязанности во всех социальных ролях, родителя, ребёнка, работника, студента и т.д. Роджерс рассматривал в своих работах идеальную норму как некоторый общенедостижимый идеал психически здоровой личности. В исследовательских работах западных ученых в качестве некоторой идеальной нормы рассматривается активный, целеустремлённый адекватный индивид, при этом даже пассивность личности принимается в качестве отклонения. Если применять подобное понятие идеальной нормы, то различного рода дефицитные психические нарушения можно найти у всех представителей социума.
Также в рамках подобных психических нарушений рассматривают функциональные нормы, под которыми понимают ситуативно связанные ожидания к исполнению обязанностей, проявлению каких-либо способностей, достижениям. В такой интерпретации на первый план выходит непосредственно телеологический аспект, т.е. целесообразность и целенаправленность осуществляемых действий.
Если рассматривать дефицитарное психическое нарушение как отклонение от некоторой субъективной нормы, то его, как правило, можно охарактеризовать снижением самооценки, самочувствия.
Субъективные нормы, как правило, основываются на оценке личностью собственного самочувствия. Так, плохое самочувствие стоит рассматривать как некоторый интегральный показатель негативных эмоций, снижения познавательных способностей (памяти, внимания, мышления), отношений с прочими представителями социума. Такого рода изменения в собственном самочувствии индивид определяет так «я ранее лучше себя чувствовал - а сейчас не выдерживаю нагрузки»
В большинстве случаев дефицитные психические нарушения непосредственно или косвенно могут быть связаны с личностными особенностями индивида – в таком случае говорят о различных формах пассивности индивида.
О личностной детерминации в таком случае можно говорить лишь при условии, что чем своеобразнее личность, чем больше индивидуальность человека, тем в меньшей мере поведение в различных ситуациях у такой личности делают ее «подобной другим».
Клинико-психологическая структура дефицитарного развития
Рассмотрим основные характеристики первичного дефекта, которые в значительной степени предопределяют формирование системы вторичных дефектов.
- Уровень выраженности сенсорного дефекта. Можно говорить о том, что чем менее выражен тот или иной дефект, тем существует больше возможности его компенсации. Так, например, при наличии у ребенка тугоухости остается надежда освоить речевые навыки, однако, скорее всего его артикуляция будет смазанной, будет наблюдать некоторая редуцированность голосовых модуляций, т.е. в большей степени существует вероятность, что ребенок будет путать глухие и звонкие звуки, шипящие и свистящие и т.д., а также его словарный запас будет достаточно скуден. Речь характеризуется большим количеством ошибочного употребления слов. В случае тотальной глухоты ребенок обречен на немоту, аналогичная картина наблюдается и при слабом зрении, т.к. накопление зрительных представлений, зрительное восприятие в значительной степени замедлено.
- Время возникновения дефекта. Специфика дефицитарного развития в значительной мере определяется временем появления дефекта. Так, например, врожденная утрата слуха и утрата его до трехлетнего возраста может приводить либо к полному отсутствию, либо к недоразвитию речи. Если же слух утрачен уже в школьном возрасте, то у человека можно наблюдать уже грамматически сформированную речь, а также достаточно широкий словарный запас. Нарушение речи у ребенка, как правило, может приводить к недостатку произношения, оглушению звонких согласных. При наличии врожденной слепоты у ребенка вообще не формируется запас зрительных впечатлений, в значительной степени затрудненно принятие вертикального положения тела, достаточно сильно развит страх пространства и новых предметов. Подобное нарушение также приводит к задержке в освоении пространства и предметной деятельности, а непосредственно первичные манипуляции с предметами могут появляться позднее, например, в возрасте 2-3 лет. Нарушение зрения в раннем возрасте способно приводить к недоразвитию психомоторной сферы, что, как правило. проявляется в слабости акта хватания. При запаздывании дифференциации движений у ребенка замечено застывание с предметами и стереотипные движения. Нарушение зрения в более старшем возрасте, после трех лет, при наличии зрительного опыта способствует более легкому развитие моторики, предметной деятельности. Опыт имеет особое значение для прогноза, в обязательном учитываются особенности интеллекта и своевременно начатого коррекционного обучения. Таким образом, систематика различных вариантов базируется на критерии времени и степени повреждения.