Психологическая коррекция – это направленное психологическое воздействие на соответствующие психологические структуры. Она используется для того, чтобы обеспечить полноценное развитие и функционирование индивида.
Понятие и особенности психокоррекции
Слово "коррекция" (лат. correctio) в переводе с латинского языка означает изменение, устранение, поправку, частичное исправление. Сегодня этот термин переходит из сферы аномального развития в сферу нормального психического развития индивида. В последнем есть разнообразные затруднения и проблемы, которые делятся на типичные и индивидуальные.
Психологическая коррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или человеческого поведения при использовании специальных инструментов психологического воздействия. Она применяется в том случае, если недостатки не обладают органической основой и не представляют устойчивые качества, сформированные относительно рано и практически не изменяющиеся впоследствии.
Психологической коррекцией считают деятельность психолога, направленную на повышение возможности клиента в разнообразных жизненных сферах (например, в процессе обучения, в поведении, в отношении с другими лицами), в раскрытии потенциальных творческих резервов и др.
С помощью средств психологической коррекции психолог обоснованно воздействует на дискретные характеристики внутреннего мира, имея дело с отдельными проявлениями желаний, познавательных процессов, переживаний и действий людей.
Предмет детской психологической коррекции
Коррекционная работа с детьми представляет собой сложный вид деятельности. Ее успех чаще всего зависит от сотрудничества и взаимодействия взрослых людей, поэтому программы коррекции и развития в большинстве случаев состоят из психологической и педагогической части. Первую часть планирует и осуществляет психолог, вторую часть совместно проводит психолог и учитель, воспитатель, родители и другие взрослые.
Необходимость психокоррекционного воздействия проявляется при существовании трудностей и проблем психологического развития и поведения. Психолого-педагогическая коррекция концентрируется на выявлении и устранении затруднений, решении проблем, которые возникают, в первую очередь, у детей, подростков, юношей и взрослых, взаимодействующих с ними.
Психокоррекционные мероприятия проводят в рамках психокоррекционной ситуации. Здесь участвуют клиент или их группа, а также психолог. В процессе используется определенная теория с целью объяснения проблем клиента, а также процедуры (техники и методы) для решения проблем клиента. Между клиентом и психологом предусмотрены специальные социальные отношения, позволяющие клиенту с оптимизмом относиться к решению своих проблем.
Главное место в психокоррекции занимают эмоциональные процессы и переживания, в процессе которых происходит переворот в сознании, распределяются и перестраиваются элементы сознания и самосознания, достраивается осознание.
В состав предмета психологической коррекции включен творческий процесс в виде изменения в сознании и самосознании участников, достигаемого в процессе проводимых сеансов. Достижение новых взглядов, открытие новых идей для решения проблемных ситуаций является основой творческого подхода к личностному росту.
Чаще всего коррекционная работа бывает эффективна, когда вместе с психологом в ней участвуют члены семьи клиента, педагоги, медицинские и социальные работники, а также другие специалисты.
Объектами коррекционного воздействия выступают личность, семья или группа.
Классификация коррекционных мероприятий по различным критериям
Все виды психокоррекционных мероприятий классифицируют на основании определенных критериев. В соответствии с характером направленности коррекция может быть:
- симптоматической (коррекция симптомов, предполагающая кратковременное воздействие на индивида для снятия острых симптомов отклонений в развитии);
- каузальной или причинной (направлена на источники и причины отклонений, более продолжительна по времени, требует более существенных усилий).
В зависимости от характера направленности содержания коррекция может осуществляться в познавательной сфере, личностной сфере. Может быть выделена отдельно коррекция аффективно-волевой сферы, межличностных отношений и поведения.
По форме работы с клиентами коррекция бывает:
- индивидуальная коррекция, в процессе которой осуществляется непосредственное воздействие на конкретного ребенка или взрослого человека со стороны психолога;
- групповая коррекция, в процессе которой проводится работа с группой детей или взрослых (они должны быть близки по возрасту и иметь схожие проблемы).
По наличию программ психокоррекция может быть программированной и импровизированной. В соответствии с характером управления корригирующими воздействиями коррекция может быть директивная и недирективная.
Общая коррекция предполагает мероприятия, которые способны нормализовать специальную микросреду клиентов и регулировать психофизические, эмоциональные нагрузки в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей. Все это способствует гармонизации личности в процессе последующего развития.
Частная психокоррекция представляет собой набор психолого-педагогических воздействий, адаптированных под детский и подростковый возраст, а также приемов и методик, используемых в работе со взрослыми людьми. Этот тип коррекции способен вооружить психолога арсеналом инструментов психологического воздействия. Их он использует для групповой или индивидуальной работы.
Специальная коррекция включает комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом (группой клиентов) одного возраста и имеющих сходные проблемы. Она предназначена для исправления негативных сторон и последствий определенного типа воспитания, которое нарушило гармоничное развитие или социализацию человека.