Человекознание - системный подход к исследованию человека
Проблема исследования человека является проблемой всей науки вообще. Для этого формируются все более специализированные и дифференцированные научные дисциплины, занимающиеся более узкими областями исследования человека. В том числе, современное научное развитие отличается стремлением к синтезу разных дисциплин с последующим выделением комплексных познавательных систем.
Так или иначе, проблема исследования человека в его целостности является центральной для психологии. Человек - это не просто набор каких-то черт, свойств и особенностей - это очень сложная с психологической точки зрения система разных структур.
Б.Г. Ананьев - отечественный психолог, один из первых поставил вопрос о том, что человек должен являться предметом познания разных наук, определяя таким образом процесс человекознания. Человек выступает как продукт биологической эволюции, субъект и объект исторического процесса, как субъект труда, познания, общения и управления.
Таким образом, в своей концепции человекознания Б.Г. Ананьев определяет человека как систему, открытую вовне и закрытую внутри своих подсистем:
- Как открытая система, человек взаимодействует с природой и социумом, проявляя свои индивидные свойства (пол, конституционные особенности, задатки, темперамент, свойства нервной системы), личностные свойства (характер, направленность) через систему социальных связей и свойства субъекта деятельности (способности) через преобразованием окружающей действительности.
- Как закрытая система, человек проявляется в сложнокоординационной работе и взаимосвязи внутренних подсистем личности, формирующих внутреннюю структуру Я, самосознание: психические процессы, состояния, свойства, установки, мотивация и потребности.
Таким образом, в соотношении и взаимодействии этих двух систем проявляется и формируется индивидуальность человека. Человек является и субъектом деятельности, и субъектом своих психических процессов.
Базовые категории в психологической науке
В концепции человекознания выделяется 4 уровня понимания человека:
- человек как вид - в общем смысле слова как носитель филогенетических признаков, представитель вида
- человек как индивид - носитель индивидуальных конституциональных, темпераментальных и физиологических особенностей
- человек как личность - формируется в результате взаимодействия биологического и социального (онтогенеза и жизненного пути)
- человек как часть человечества - субъект общественно-исторического процесса
Первые два уровня имеют относительно устойчивые трактовки, так как отражают биологические характеристики, как общие для всего человеческого вида (морфологические и физиологические), так и на уровне конкретного человека (пол, конституция, особенности нервной системы), и здесь не может быть много разночтений. Уровень индивида отражает человека как природное существо.
Уровень личности уже имеет гораздо больше вариативности в своих трактовках, но целостно он отражает социально-психологическую сущность человека. Индивидный уровень предполагает природно заложенное поведение, личностный уровень - это результат приобретения новых способов поведения через включение индивида в различные социальные отношения. Таким образом, личность - это общественный индивид.
Как говорил А. Н. Леонтьев: “Если индивидом рождаются, то личностью становятся”.
Уровень субъекта общественно-исторического процесса отражает человека, как активного участника и преобразователя окружающей действительности на трех уровнях: природа, социум и культура, соответственно которым выделяются 3 уровня субъекта:
- природный субъект (активно адаптирующийся к изменяющимся условиям, а также сам изменяющий эти условия),
- социальный субъект (как активный носитель и преобразователь общественных норм, правил и ценностей общества),
- культурный субъект (активный творец собственных нравственных и моральных выборов, несущий за это ответственность).
Основные этапы развития
С точки зрения развития, первым уровнем является уровень индивида. Человек приходит в этот мир с заложенными уже конституциональными особенностями, нейродинамическими свойствами мозга, психофизиологическими функциями, которые в результате онтогенеза проявляются в темпераменте и задатках человека.
Далее по мере своей социализации индивид включается во всевозможные формы социальных взаимоотношений, усваивая таким образом новые правила и нормы, формируя социальное поведение. В результате этого социального развития у человека формируются характерологические особенности, направленность личности (мотивация, ценности, интересы, установки, мировоззрение), формируется личность. Личность реализуется в системе общественных отношений через статус (место в социальной структуре, закрепленное определенными правами и обязанностями), роли (функция статуса, ожидаемое поведение) и позицию (индивидуальная трактовка роли). Помимо общественного поведения, личность формирует также и наши собственные мотивы поведения, цели и ценности.
Совмещение биологического и социального начал человека происходит на уровне субъекта. Субъектность отражает сознательность, активность и деятельность. Именно через деятельность (игровую, коммуникативную и трудовую) человек как биологическое существо приобщается к социальному развитию. Любая деятельность всегда связана с целью. Соответственно человек как субъект должен обладать совокупностью таких свойств, которые позволяют ему осуществлять целеполагающую деятельность. Более того, субъектность человека определяется именно его авторскими решениями, способностью самостоятельно ставить цели и продумывать пути их достижения.
Таким образом, человек как биологическое существо посредством сознательной и активной деятельности развивается социально, проявляя таким образом свою биосоциальную природу.
Интегральным же уровнем развития этих 3-х составляющих является индивидуальность. Как писал Б. Г. Ананьев:
"Если личность - это вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субъекта".
Индивидуальность совмещает в себе проявления всех предыдущих уровней, это совокупность всех физиологических, психологических и социальных свойств человека, в проявлении которых отражается его уникальность и неповторимость. Индивидуальность формируется в течением жизненного пути личности, на котором она проявляет свои субъектные качества, реализуя авторские и творческие выборы и принимая решения, за которые она несет ответственность. Таким образом, индивидуальность - это параметр, который отражает то, как человек реализует заложенные в нем задатки и особенности через взаимодействие и преобразование окружающей его среды с помощью творческих и самостоятельных решений.