Ценностные ориентации — это образования, которые имеют одновременно мотивационную и когнитивную основу. Они способны направлять, организовать, ориентировать человеческое поведение для достижения определенных целей. Наряду с этим, они помогают детерминировать когнитивную работу с информацией.
Понятие ценностей и ценностных ориентаций
Ценности для человека становятся некоторыми критериями оценки действительности. С их помощью он оценивает других людей и самого себя. Наряду с этим, ценностные представления — это категории, с помощью которых индивид обозначает соответствующие явления мира. Ценности выступают в качестве основания для осмысления и оценки человеком окружающих социальных объектов и ситуаций. В дальнейшем они становятся основой для познания и создания целостного образа социального мира.
Человек способен осознавать мир благодаря призме ценностей, которые отражают процесс познания социального мира. Восприятие и познание действительности не является внеценностным, так как не должно быть внесмысловым.
Ценности выступают в качестве образований мотивационно-потребностной области человека, регулируя социальное поведение. Они являются некоторыми конечными (идеальными) целями, к которым стремится субъект, давая возможность принимать решение в ситуации выбора. Они активируют и направляют поведение и деятельность, чем реализуются в ценностных ориентациях, которые определяют элемент диспозиционной личностной структуры.
Для ценностных ориентаций характерно направление и корректирование процесса целеполагания индивида. Они помогают определять отличия и характер его отношений с окружающей действительностью. Этим они в определенной мере способны детерминировать особенности поведения личности.
Ценности, как правило, рассматриваются как элементы когнитивной структуры личности, а также как составляющие ее мотивационно-потребностной сферы. Это «двойственное» положение можно объяснить их смысловой природой, поскольку именно смысл становится основой познания мира и задает направление для активизации деятельности субъекта. Ценности, являясь смысловыми образованиями, дают возможность связать когнитивную и мотивационную сферы, интегрируя их в единую смысловую сферу.
Исследования ценностных ориентаций студентов
Различные социальные и экономические преобразования в рамках фундаментального реформирования современного российского общества находят отражение в изменении структуры ценностной области студентов. Эта возрастная группа считается наиболее чуткой к социальным изменениям, происходящим в обществе и влияющим на их ценностные ориентации.
Решение задач развития, которые отвечают логике формирования возрастных психологических новообразований, способно определить аспекты структуры ценностей в студенческом периоде. Здесь можно говорить о структурных и динамических особенностях иерархии ценностных ориентаций в этом возрасте, что должно соответствовать развитию автономии личности.
Для оценки ценностных ориентаций студентов чаще всего за основу берется опросник ценностей Ш. Шварца. Он помогает исследовать универсальные, общечеловеческие ценности, которые существуют в каждой культуре в соответствующем виде. Этот опросник активно используют в последние годы в разных государствах. В целом ценностные ориентации в данной концепции приходится рассматривать в качестве некоторых критериев выбора и оценки студентом действий других людей, самого себя и событий.
Ценностные ориентации выступают как критерии. В соответствии с ними человек выстраивает свое отношение к миру, в том числе отношение к самому себе (самоотношение). Здесь все ценности в форме осознаваемых целей концентрируются на удовлетворении 3 универсальных потребностей человека:
- Потребности человека как биологического организма;
- Потребности координированного социального взаимодействия;
- Потребности, которые связаны с выживанием и благосостоянием социальных групп.
Данные потребности могут удовлетворяться в той или иной степени в случае реализации различных мотивационных типов, образованных определенными ценностями личности. Они предопределяют направление конкретных действий человека и более широко всю его деятельность.
Ценности студентов
Если рассматривать уровень нормативных идеалов, убеждений и поведения, то самой главной ценностью для студентов является самостоятельность. Она предполагает стремление мыслить и действовать свободно в рамках творчества и исследовательской активности. Самостоятельность в качестве ценностной ориентации производна от потребности организма в самоконтроле и самоуправлении.
На втором месте в ценностных ориентациях студентов оказался такой показатель, как безопасность. Мотивационной целью этого критерия является:
- Безопасность для других лиц и себя,
- Гармония,
- Стабильное состояние общества и взаимоотношения,
- Социальный порядок,
- Безопасность близких людей,
- Безопасность страны,
- Взаимное расположение,
- Помощь,
- Принадлежность,
- Здоровье.
Ученые выявили интересный факт в отношении ценностной ориентации «стимуляция». Она находится среди индивидуальных приоритетов и ярко просматривается в рамках противоречивости студентов на уровне идеалов и поведения.
Стимуляция представляет собой производную от потребности в разнообразии и глубоких переживаниях. Она состоит в стремлении к новому с целью поддержки оптимального уровня активности. Вариации потребности в стимуляции, которые обусловлены биологически и опосредованы социальным опытом, ведут к индивидуальным различиям в роли данной ценностной ориентации.
На третьем месте среди ценностных ориентаций студентов, как правило, находится благосклонность (некоторые версии опросника Ш. Шварца называют ее добротой). Она представляет собой более узкий тип ценностей, если сравнивать ее с универсализмом. В ее основе лежит доброжелательность, которая направлена на благополучие в повседневном взаимодействии с близкими. Этот тип ценностной ориентации производен от потребности в позитивном взаимодействии.