Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности самоактуализации у студентов гуманитарной и технической направленности

Особенности и признаки самоактуализации студентов

Определение 1

Самоактуализация студентов – это процесс реализации их стремления к осуществлению деятельности по развитию своей личности в процессе учебы в вузе.

Самореализация человека является важной проблемой и в педагогической и психологической науке .

В самосознании студента во время его учебы в вузе происходят значительные изменения, поэтому задачей вуза является содействие самоактуализации и саморазвитию каждого студента.

Впервые понятие самоактуализация начали использовать в психологии в 30-ые годы прошлого века. Понимание самоактуализирующей личности в концепции А. Маслоу идентично понятию гармонично развивающаяся личность.

Исходя из проведенных исследований, самоактуализированная личность имеет специфичные признаки:

Статья: Особенности самоактуализации у студентов гуманитарной и технической направленности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  • принятие себя;
  • понимание жизни как огромной ценности;
  • решительность, интеллектуальная чувствительность;
  • реализация творческой деятельности;
  • самоорганизация.

Помимо признаков, самоактуализация предполагает и некоторые качества – принимание и гармоничное внимание к окружающему, профессиональное увлечение своим делом, активность и отчужденность от социальной среды, дифференциация мотивов хорошего и плохого, естественная манера, инициативность в преодолении проблем.

Самоактуализация – это длительная и постоянная вовлеченность в процесс роста, непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, и учебно-воспитательный процесс вуза должен этому способствовать.

Самоактуализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Самоактуализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Особенности самоактуализации у студентов гуманитарной и технической направленности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для того чтобы изучить степень выраженности жизненных целей студентов было проведено исследование по методике «ОТеЦ». Результаты этого исследования показали, что для студентов значимыми терминальными ценностями являются достижения, активные социальные контакты, развитие себя.

Эти данные говорят о том, что для студентов сфера отношений является важной, и они стремятся установить благоприятные взаимоотношения с окружающими, через которые реализовать себя.

О потребности в самоактуализации свидетельствуют и такие ценности как «развитие себя» и «духовное удовлетворение».

Сохранение собственной индивидуальности указывает на стремление к уникальности и неповторимости, к умению высказывать свои взгляды и мнения.

Для организации процесса самоактуализаци в учебном заведении студентам надо предлагать различные виды деятельности. Один из ее вариантов – студенческое самоуправление, которое можно отнести к высокому рангу значимости в воспитании будущих специалистов. Студенческое самоуправление позволяет проявлять социальную активность, лидерские качества, коммуникабельность, развивать свои организаторские способности, профессиональные навыки.

Таким образом, в процессе обучения в вузе для самоактуализации и саморазвития студентов необходимо создавать благоприятные условия, вовлекать студентов в процесс самоактуализации, а также учитывать индивидуальные особенности и интересы молодых людей.

Самоактуализация у студентов гуманитарной направленности

Замечание 1

Самоактуализация – это реализация личностью своего потенциала.

По мнению А.Маслоу, самоактуализации достигает менее 1% людей, потому что основная их часть не знает о своем потенциале, сомневается или боится своих способностей.

К основным характеристикам самоактуализации относятся самостоятельность и ответственность, реализовать которые в полной мере помогает образование.

Это значит, что результативность высшего образования формирует у человека способность самостоятельно обустраивать свою жизнь, нести ответственность за свои решения и действия.

Для определения степени самоактуализации у студентов гуманитарной направленности были проведены исследования с использованием методик: самоактуализационного теста Ю.Е. Алешина, уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой, смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.

Использовались методы математической статистики – корреляционный анализ Пирсона, t-критерий Стьюдента. На основе исследования были определены уровень сформированности и качественное своеобразие самоактуализации, исходя из профессионального образования.

Выборка была сделана у студентов того и другого профиля. По показателям базовых шкал значимых различий не обнаружилось, однако по дополнительным шкалам САТ количественные и качественные различия были выявлены.

Студенты гуманитарной направленности по всем шкалам показали более высокие результаты, им присущи ценности самоактуализирующейся личности. Они проявляют гибкость поведения в реализации своих ценностей и ориентированы на взаимодействие с окружающими.

К себе студенты-гуманитарии более рефлексивны, они целостнее воспринимают людей и окружающий мир.

Ещё одно отличие студентов-гуманитариев связано с ориентацией на ценности любви и познания, помимо того, они в большей степени зависят от воздействий извне, чаще проявляют самоуважение, гибкость, самопринятие, они контактны и креативны.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что студенты гуманитарной направленности показывают более высокие и значимые различия по шакалам гибкости поведения, сензитивности по отношению к себе, ценностных ориентаций, синергии и познавательных потребностей. В настоящем полнота их жизни определяется общими показателями интернальности и жизненной осмысленности.

Самоактуализация у студентов технической направленности

Для определения самоактуализации среди студентов технической направленности тоже были проведены исследования по тем же методикам, что и для студентов гуманитарной направленности.

Результаты анализировались по базовым шкалам и показали, что значимых различий со студентами-гуманитариями, нет.

Студенты технического направления в целом склонны переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, свою жизнь видят целостной. Что касается общей оценки уровня самоактуализации, то они не отличаются от гуманитариев.

В своих поступках они проявляют относительну независимость, они свободны в выборе и не подвержены влиянию извне.

Самые высокие значения у них , отмечаются по шкалам «Самоуваженияе» и «Самопринятие», что проявляется в способности уважать себя и ценить свои достоинства.

Данное обстоятельство показывает, что они принимают себя такими, какие они есть.

По шкалам «Креативность» и «Познавательные потребности» баллы тоже достаточно высокие, что говорит о творческой направленности студентов.

Менее выражены у студентов-технарей ценности самоактуализирующейся личности и гибкость в реализации этих ценностей в поведении. Также менее выражена способность к быстрому установлению тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми, целостность в восприятии мира.

Что касается корреляционного анализа, то наибольшее количество взаимосвязей имеют самоактуализационные шкалы «Поддержка» и «Самоуважение».

Независимость ценностей и поведения студентов-технарей от внешнего воздействия и самоуважение, имеют тесную связь, как с общей осмысленностью жизни, так и с разными аспектами, которые придают жизни смысл.

Низкий уровень выраженности материального благосостояния как ценности связан с более высоким уровнем независимости ценностей и поведения.

Такие ценностные ориентации, как отдых и наслаждение, социальная активность выражены выше при высокой степени принятия себя.

Присущие самоактуализирующимся студентам творческая направленность, способность ценить свои достоинства тем выше, чем сильнее выражено чувство любви.

Познание нового связано с творческой направленностью и чем выше стремление по достижению высокого социального статуса, тем больше выражается независимость, самоуважение и самопринятие.

Обучаясь в вузе, студенты технического направления в целом, склонны переживать настоящий момент жизни во всей его полноте и видеть свою жизнь целостной.

Им свойственна независимость в поступках, свобода в выборе, способность ценить свои достоинства, уважать и принимать себя, такими как есть.

Они характеризуются креативностью и желанием реализовать свои познавательные потребности.

Базовая шкала самоактуализации определяется высокой общей интернальностью, желанием достичь высокого социального статуса, осмысленностью жизни, творческой направленностью.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot