Краткая биография
Брунер Джером Сеймур родился 1 октября $1915$ года в Нью-Йорке. Это была семья польских эмигрантов достаточно хорошего достатка. Будущий специалист психологии восприятия Джером Брунер родился слепым - врожденная катаракта обоих глаз. В возрасте трех лет ему была сделана хирургическая операция, и он стал видеть. Образование он получал в университете Дьюка, и по окончании в $1937$ году обрел степень бакалавра искусств. В Гарвардском университете он получил степень магистра и доктора философии.
В период $с 1941 по 1944$ год Брунер проходил службу во французской армии.
С $1944 года по 1952$ год работал лектором, а затем ассоциативным профессором по психологии в области восприятия, развития, когниций, установок в Гарвардском университете. В $1952$ году Брунер занял должность профессора и директора Центра когнитивных исследований. Начиная с $1972$ года Брунер был профессором Оксфордского университета в Великобритании.
Вклад в развитие психологии
В ранних исследованиях Джерома Брунера, которые были посвящены исследованию психологического состояния беженцев из Германии, им выявлено снижение у этих людей уровня притязаний, склонности к общению, профессиональных стремлений. Он один из первых задался вопросом, как ценностные ориентации потребности влияют на процесс восприятия. В процессе исследований он установил, что восприятие человека селективно и искажается под воздействием мотивов, установок, целей, защитных механизмов. Брунер показал, что, чем большая ценность дается предметам, тем их физическая величина кажется больше, а при фрустрации даже нейтральные слова воспринимаются как угрожающие и тревожные.
На основе данных исследований Брунер выделил аутохтонные факторы восприятия, которые зависят от биологически значимых признаков, и директивные, которые зависят от личного опыта и сформированных на базе него гипотез. Брунер для обозначения влияния прошлого опыта на перцептивные процессы ввел в психологию такое понятие, как «социальное восприятие». Он рассматривал целостный процесс восприятия как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира:
- в форме действий,
- в языковой форме,
- в образной форме.
Брунер разработал теорию перцептивных гипотез, где все познавательные процессы объясняются как накладывание категорий, которые представляют собой правила объединения, на события или объекты.
На базе проведенных Брунером кросс–культурных исследований, было дано определение интеллекта.
Брунер предложил рассматривать феномены Пиаже, а также переход от конкретных операций к операциям формальным, в качестве процесса усвоения ребенком требований, предъявляемых ему обществом, в зависимости от того, на какой стадии развития он находится.
Франц Брунер разработал исследовательскую методику по формированию искусственных понятий. Он считал, что каждый ребенок при правильном подходе к его обучению может освоить любой предмет, потому что все дети без исключения обладают желанием учиться и любопытством. Брунер оказал достаточно существенное влияние на систему американского образования.