Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дополнительные методы

В психологии кроме основных методов применяются дополнительные или вспомогательные методы исследования. Они, как правило, используются в комплексе. К ним относится метод тестов, моделирование, метод анализа продуктов деятельности человека, беседа, рисование и др. О некоторых методах речь уже шла в предыдущих статьях, поэтому остановимся на тех, что еще не рассмотрены и коротко напомним о рассмотренных:

  • Тесты. Это наборы задач и вопросов, дающих возможность быстро оценить психическое явление и степень его развития. Отличительной чертой тестов является четкая процедура сбора и обработки первичных данных, особые приемы последующей их интерпретации. Количественные результаты всегда сопоставляются с результатами контрольной группы.
  • Как отрасль психологии психодиагностика ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности, а вот как самостоятельная наука она ориентирует исследователя на постановку психологического диагноза.

    Как основная цель диагностики психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях:

  • Симптоматический диагноз – первый уровень, который ограничивается констатацией особенностей или симптомов;
  • Этиологический диагноз является вторым уровнем. На этом этапе учитывается не только наличие определенных особенностей, но и причины их возникновения;
  • Типологический диагноз. Он относится к третьему уровню и заключается в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.
  • Психодиагностика очень широко используется в таких сферах, как здравоохранение, профориентация, образование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза и др.

    Помимо тестов широко применяются и другие дополнительные методы. Среди них:

  • Моделирование. Оно применяется в том случае, когда к исследованию интересующего явления нельзя применить другие методы. Искусственная модель позволяет детально исследовать явление и сделать выводы о его природе;
  • Анализ продуктов деятельности, под которыми понимаются созданные людьми различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и др. они дают возможность судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию. И здесь опять тест выступает одним из самых распространенных продуктов деятельности человека;
  • Детские рисунки. Они всегда вызывали у психологов наибольшее внимание. Специалисты отмечают устойчивую последовательность смены этапов развития рисунка, характерную для раннего детского рисования. Детский рисунок изменяется, поочередно проходя три стадии:
  1. Каракули в 2-3 года. До трех лет ребенок удовлетворен своими каракулями, которые получает, просто водя карандашом по листу бумаги, ему интересен процесс чирканья;
  2. Схемы в 4-8 лет. Что-то изображать ребенок начинает к 4-м годам. До 6-ти лет малыши еще не понимают пространственного изображения и рисуют «фризовые композиции» или «вид сверху». Они делают рисунки, соответствующие своему возрастному развитию. Обычно, центральным мотивом детских рисунков выступает человеческая фигура. Сначала рисуется голова – овал, а непосредственно к ней присоединяются ноги. Постепенно добавляются глаза, нос, рот, брови. Руки крепятся обычно к голове, либо к ногам. Такие детали, как уши, волосы и первые признаки одежды появляются на детских рисунках к 6-ти годам. В 7 лет происходит уточнение пропорций и появляется намек на шею. Рисовать профильные фигуры человека ребенок умеет к 8 годам.
  3. Отсутствие схем в 8-12 лет. В 9 лет появляется попытка изобразить движение, но рисунки по-прежнему еще остаются плоскостными. Попытки накладывать тени, придавать форму предметам, попытка перспективного охвата, появляется в 10-11 лет. В дальнейшем идет совершенствование техники рисования, а сами рисунки в значительной мере отражают интересы и увлечения ребенка.
«Дополнительные методы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Существует очень много таких «рисовальных тестов», сюжетных или тематических рисуночных тестов, тестов «срисовывания» и др.

Источники образов детских рисунков

Жизненный опыт младших школьников вполне достаточен для выполнения разнообразных рисунков, а вот способность актуализировать его как источник замысла рисунка, развита неодинаково.

Выделяется три уровня развитости этой способности – низкий, средний, высокий:

  • Низкий уровень. Он характерен для тех детей, которые не могут найти самостоятельно источник замысла для рисунка. Такие дети способны действовать только по образцу. Это может быть указание учителя, что и как надо рисовать. Такие дети свой личный опыт с рисованием не связывают и считают, что рисовать надо только то, что умеешь или что рисовал раньше. На рисунках, как правило, повторяются одни и те же объекты и чаще всего это солнышко, дерево, цветы, человечки;
  • Средний уровень. К этому уровню относятся те дети, жизненный или культурный опыт которых актуализируется только при условии, если взрослый человек рассказал им о нескольких разных источниках замысла рисунка. Это может быть, например, семейный праздник, телевизионная передача, игра и др. При такой подсказке ребенок может выбрать то, что соответствует его опыту и сделать интересный рисунок;
  • Высокий уровень. Он характерен для тех детей, которым достаточно легкой подсказки направления поиска. Здесь достаточно сказать о том, что самое интересное может быть в жизни их семьи и все. Встречаются, правда, редко, такие дети, которые приходят уже с богатым запасом замыслов. Рисунки таких детей отличаются оригинальностью и нестандартностью изобразительного решения.

Фантазия связана с реальностью и все, что ребенок получает из книг, фильмов, картин, музыки, ему не по силам повторить в рисунках. Но, бывает, что создания культуры становятся источником замысла детских рисунков. На воображение детей произведения изобразительного искусства влияют тем, что показывают то интересное, чего раньше они не замечали.

С жизнью воображение связано еще одной связью – эмоциональной, которая проявляется двояким образом:

  • Чувство стремится воплотиться в определенные образы, а эмоции подбирают соответствующие им события, впечатления, мысли. Не связанные друг с другом впечатления, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства. Настроение ребенка может связать их между собой и вызвать воображаемые образы, которых в действительности он никогда не видел.
  • Между эмоциями и воображением существует и обратная связь. Известно, что у человека образы фантазии порождают определенные чувства. Например, образ Бармалея выглядит ужасным, что вызывает у ребенка вполне реальный испуг, хотя сам Бармалей не является реальным образом. Но, этот испуг будет такой же, как если бы он играл в войну или «казаки-разбойники». Поэтому своим персонажам он будет передавать испытанное им чувство. Страх у него выражается не так, как в жизни, поэтому эстетические эмоции «умные». Ребенок не плачет и не дрожит, потому что страх выражается не так, как в жизни.

Если в рисунках ребенка, как было замечено психологами, которые он делает по собственному замыслу, часто встречаются эмоционально отрицательные образы, то это всегда связано с неблагополучными обстоятельствами в его жизни – отношения в семье, отношения с ровесниками и учителями. Безусловно, учитывая эмоциональную чувствительность детей, их ранимость, взрослые должны быть очень осторожны, когда направляют фантазию детей на источники отрицательных эмоций.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot