Сущность библиотерапии
Библиотерапия представляет собой психотерапевтический метод воздействия на клиента с помощью специально подобранной литературы, лечение с помощью книги.
Цель библиотерапии заключается в нормализации или оптимизации психического состояния клиента.
Чтение специально подобранной литературы снимает накопившееся напряжение, приводит к повышению личной удовлетворенности. От обычного коррекционное чтение отличается своей направленностью на конкретные психические процессы.
Воздействие коррекционного чтения проявляется в восполнении недостатка собственных образов и представлений, в замене тревожных мыслей и чувств. Для восстановления душевного равновесия клиента с помощью коррекционного чтения можно ослаблять или усиливать воздействие на его чувства. Помимо укрепления психической устойчивости, чтение помогает развить фантазию, критическое мышление, креативность, навыки общения.
При библиотерапии психокоррекционные процессы делятся на специфические и неспецифические. Для неспецифических процессов характерна широта и универсальность воздействия на всю личность и в целом на конкретные изменения. Так возникают ощущения удовольствия, радости, успокоения, уверенности в себе и своих возможностях, возникает общая психическая активность, стимулирующая нормальные и защитные психические реакции, подавляя при этом, негативные и травмирующие.
Рекомендуемая психологом литература имеет строго определенный набор книг и зависит от проблемы клиента.
Для специфических коррекционных процессов характерна узкая специальная направленность на личность или психический процесс – это какие-то конкретные чувства, деятельность, мышление, являющиеся простыми, конкретными и легче регулируемыми.
К ним относятся, например, контроль, эмоциональная проработка, разрешение конфликта, тренировка. Что касается контроля, то он может воздействовать на личность, как при сильных, так и при обычных переживаниях.
Контроль делится на несколько степеней:
- понимание своего положения;
- понимание своей роли в развитии своего состояния;
- осознание своих отношений к важнейшим жизненным проблемам.
Чтение специально подобранных книг дает возможность клиенту отождествлять себя с героями книг, понять личностные особенности, осознать ошибки и посмотреть на свою жизнь со стороны.
Ни один психолог не сможет дать клиенту возможность узнать, понять себя, сделать анализ своих действий, как это сможет сделать литература, а значит, клиент сможет научиться контролировать свое эмоциональное состояние и свои реакции.
Совпадение сюжета жизни книжного героя с сюжетом жизни клиента, позволяют последнему увидеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что иногда приводит к разрешению эмоционального конфликта.
Библиотерапия характеризуется активным руководством со стороны психолога, который составляет актуальный для клиента список литературы, в соответствии с его проблемами и личными особенностями. Перед чтением клиент получает инструкцию, на что необходимо обратить особое внимание, а что можно опустить, обязательно со своим опытом и проверить на практике.
Заключительным этапом является беседа психолога и клиента.
Практическое применение библиотерапии
Библиотерапия имеет тесную связь с целым рядом наук – психотерапией, валеологией, педагогикой, медициной, литературоведением. Методы лечения, которые она применяет на практике, исцеляют душу и тело.
Исследованием механизма лечебного воздействия слова занимался З.Фрейд, сделав вывод о том, что между подсознанием, речью и состоянием тела, существует взаимосвязь.
Мысль, продуцируемая мозгом, считал физиолог Павлов, приводит к порождению конкретных физико-химических процессов, оказывающих непосредственное влияние на состояние организма человека.
Слово в библиотерапии является щадящим методом немедикаментозной коррекции.
Библиотерапия применяется в трех направлениях – лечебном, психогигиеническом, реабилитационном.
Реабилитационное средство библиотерапии очень важно при работе с людьми, имеющими разную по степени тяжести инвалидность. Как лечебное направление она необходима людям, находящимся в стрессовой ситуации, затяжной депрессии, людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями.
Психогигиеническое направление библиотерапии осуществляется с неблагополучной категорией граждан, профилактическая функция нацелена на работу с людьми, испытывающими проблемы с общением и самоутверждением.
На начальном этапе своего становления библиотерапия практиковалась только в психиатрических лечебницах, как метод коррекции под контролем психотерапевтов. Позже её стали применять в реабилитационных центрах, домах престарелых, детских дошкольных и школьных учреждениях.
Для библиотерапии характерна очень важная функция, суть которой заключается в помощи клиенту найти способ, чтобы самоутвердиться, сформировать адекватную оценку относительно себя, научиться планировать свою жизнь.
Большое внимание уделяет наука подрастающему поколению – здесь существует разработанная целостная система, в которой упражнения для совместных занятий родителей и детей, помогают восстанавливать отношения, улучшать микроклимат в семье. На примере литературных героев учат правильному поведению.
Библиотерапия – метод коррекции психоэмоциональной сферы учащихся
Характерной проблемой для современного общества является проблема нарушения у детей и подростков психоэмоционального состояния.
В общей психической заболеваемости до 30% составляют пограничные нервно-психические расстройства. Ухудшение здоровья, по мнению Н.В. Карпицкой, происходит в школьный период, потому что у ребенка резко возрастает мозговое, эмоциональное, физическое напряжение.
Специалисты считают, что школа в традиционном смысле никогда не была местом коррекции, реабилитации здоровья.
Сегодня очень важно, чтобы педагоги и воспитатели владели методами и приёмами по сохранению и укреплению психического здоровья и эмоционального благополучия детей - одним из таких методов является библиотерапия, вопросы которой в разное время освещали И.Н. Казаринова, Б.А. Симонов, О.Л. Кабачек, Б.С. Крейденко и др.
Библиотерапия рассматривается учеными, как:
- раздел библиотечного дела;
- комплексная научная дисциплина;
- отрасль прикладного знания о лечебном эффекте чтения;
- направление педагогики чтения.
На основании проведенных экспериментов ученые выяснили, что в ходе реализации коррекционной программы была решена основная задача – отобрано определенное количество текстов художественной литературы для библиотерапевтической работы.
В этот список вошли сказки К. И. Чуковского, стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, рассказы Н. Носова, Ю. Сотника, В. Драгунского, Э. Успенского и др.
Анализ материалов конкретных авторов, показал, что детям достаточно трудно сказать и ещё труднее написать, о чем они думают, читая книгу.
Главная цель бесед с детьми младшего школьного возраста заключалась в том, чтобы помочь воспринять содержание, понять главную мысль автора.
Вопросы, задаваемые в ходе таких бесед, должны побудить детей выразить свое отношение к прочитанному:
- о чем говорится в книге?
- понравилась ли тебе эта книга и почему?
- почему у неё такое название? и др.
Такую беседу рекомендуют проводить не сразу после прочтения книги, а только тогда, когда ребенок захочет поделиться своими переживаниями.
В коррекции эмоциональной сферы младших школьников эффективными стали упражнения «Сказочная шкатулка», «За что меня любит мама, папа, сестра…», «Закончи предложение», «Неоконченные предложения» и др.
С учащимися в ходе эксперимента проводились профилактические занятия, направленные на снятие агрессивных проявлений, конструктивное взаимодействие, разработку положительной самооценки, создание положительного эмоционального фона.
Библиотерапия, таким образом, представляет собой эффективный метод коррекции эмоциональной сферы младших школьников.