психолог. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов" />
Рисунок 1. Басов Михаил Яковлевич, русский советский психолог. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов
Краткая биография
Родился Басов Михаил Яковлевич в Тверской губернии в $1892$ году, в селе Логиново. Михаил Яковлевич был выходцем из крестьянской многодетной семьи. Он с огромным трудом получил гимназическое образование. Дальнейший шаг в сфере образования оказался судьбоносным. Басов поступил в единственное в мире и одно из прогрессивных в то время учебное заведение высшего образования - Психоневрологический институт, организованный Бехтеревым. В период с $1909$ года по $1915$ год обучался в Санкт-Петербургском Психоневрологическом институте. В годы обучения Басов слушал лекции корифеев психологии того времени В.М.Бехтерева, Н.Лосского, В.А.Вагнера и С.Франка. После окончания института остался работать в Психологической Лаборатории Института под научным руководством А.Лазурского.
Экспериментальные работы студенческих лет Басова «О психическом темпе», которые он выполнял в рамках исследований динамики психической активности Лазурского и нервно-психической деятельности Бехтерева, были опубликованы в журнале «Вестник психологии». Басов М.Я. на II Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в $1914$ году получил возможность выступить вместо А.Ф.Лазурского, внезапно заболевшего, со своим докладом «О психическом темпе».
В Первую мировую войну Михаил Яковлевич два года служил рядовым пехоты в регулярной армии.
В период с $1924$ года по $1931$ год Басов являлся профессором психологии и педологии в Госинституте научной педагогики, в этот же период преподавал в Ленинградском пединституте им. А. И. Герцена.
В период с $1920$ по $1930$ годы труды Басова, в том числе и работу «Общие основы педологии» подвергаться обвинениям в антимарксизме. Стремясь преодолеть такие нападки, Михаил Яковлевич оставляет науку и устраивается на завод учеником слесаря. Во время работы на заводе он получил небольшую травму, которая спровоцировала заражение крови. После нескольких месяцев тяжелой болезни Басов скончался $6 ноября 1931 года$.
Научный вклад в развитие психологии
Басов являлся специалистом по педагогической психологии и одним из основателей советской педологии, которая включала общую психологию и другие отрасли психоневрологической и психологической наук.
Басов создал несколько методик психологического наблюдения за детьми дошкольного возраста. Он разработал экспериментальное изучение психических функций, а также целостной личности. Михаил Яковлевич теоретически обосновал фундаментальные категории генетических психологических наук развитие и деятельность. Он вслед за Лазурским углубил категории и понятия: личность, активность субьекта общения и деятельности, рассматривая их как особые типы, структурированные формы. Условные рефлексы он считал частью объяснительных принципов душевной деятельности и сознания человека.
Предметом психологии Басов считал поведение человека, понимаемое в качестве активности, выявляющейся во взаимоотношениях человеческого организма со средой.
Изучая вопрос о движущих силах психического развития, Басов проводил качественную дифференциацию функций наследственности, которая определяет только предпосылки развития, и среды, которая реализует природные возможности сообразно особенностям и активности субъекта.
Ученый ввел главный критерий в психологической характеристике возраста. Согласно его теории - это степень овладения объективными закономерностями действительности. Примером является модель математического развития человека. Периоды математического развития определяются усвоением разделов математики, которые отличаются друг от друга характером закономерных отношений между математическими явлениями. При этом состояние организма на определенном возрастном этапе оказывает влияние разной степени на детскую психическую деятельность, ограничивая возможности усвоения ребенком объективных закономерностей.